Юлия Вилкова
Опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей посредством экспериментально-опытнической деятельности»
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие познавательного интереса у детей посредством экспериментально-опытнической деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме : "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-опытническую деятельность", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает,оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
В основу моей работы вошла «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой, которая направлена на изучение исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников 5-7 лет в области неживой природы. Эксперименты здесь используются с литературно-художественным материалом, проведение опыта подтверждает или опровергает действия персонажей литературных произведений. И, как показала моя практика, такой подход вызывает наибольший интерес дошкольника к результатам опыта, объяснению явлений природы.
А специально организованные мною опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют детям более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы.
Использую программу по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетиной В. В., которая носит инновационный характер. В ней соединены все три направления, исследуемые в экспериментальной деятельности – «живая природа», «неживая природа», «человек», а так же уделяется внимание «физическим явлениям» и «рукотворному миру». Здесь акцент делаю на способах овладения информацией, на организации деятельности детей по усвоению материала, именно это имеет первостепенное значение для развития познавательной активности дошкольника
Изучая ФГОС, новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я сделала вывод, что детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольника. Оно вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ну, а основное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Именно с целью познания окружающего мира в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Ведь только когда ребенок сам слышит, видит и делает, у него в голове откладывается все крепко и надолго.
В своей работе я поставила следующую цель - способствовать созданию условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи для ее достижения:
Обучающие
- познакомить с основными терминами и понятиями;
- познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);с основными физическими свойствами и явлениями (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах;
-стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Развивающие
- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие
- воспитывать самостоятельность, активность;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Для решения этих задач была разработана план-программа, рассчитанная на старшую и подготовительную группы. Программа направлена на:
- проявление интереса к исследовательской деятельности;
- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- развитие коммуникативных навыков.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать? ", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если… ", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Важным условием решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды. Для этого в группе была создана достаточно большая база для проведения опытов и экспериментов.
Оборудован уголок для экспериментальной деятельности, в него входят:
- цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» (по ФГОС);
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.);
- формы для изготовления льда;
- резиновые или пластиковые перчатки;
- пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
- гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;
- гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п. ;
- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, ёмкости с землей, глиной) и т. п. ;
- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п. ;
- лупы, микроскоп, спиртовка, пробирки;
- песочные часы;
- клеенчатые фартуки;
- материалы для уборки.
Для проведения опытнической деятельности в летний период на участке была оборудована экспериментальная зона, которая включает в себя:
- центр воды и песка;
- мини огород для проведения опытов по направлениям «живая и неживая природа».
Опытно-экспериментальная среда постоянно пополняется и обновляется с учетом возраста и интересов детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.