Наталья Божедомова
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного эксперементирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, растения, животные и многое другое – вызывает у ребенка интерес.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их цвете, форме, величине, запахе, вкусе).
Публикация «Опыт работы „Формирование сенсорной культуры детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной (Э. Гибсон, М. Мантессори, Ф. Фребель, так и в отечественной психологии (С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Дети в детский сад приходят с разным уровнем знаний об окружающем мире. С целью выявления и изучения уровня сформированности знаний детей об окружающем мире, я провела на начало года диагностику НПР по Печоре. Были получены следующие результаты: в 1 группе – 0 чел. ; во 2 группе - 5 человек; в 3 группе – 17 человек; в 4 группе – 1 чел.
Исходя из данной диагностики, поставила перед собой цель:
- формировать сенсорную культуру у детей третьего года жизни.
На этой основе выделила следующие задачи:
- формирование у детей систем перцептивных действий;
- формирование у детей систем сенсорных эталонов;
- формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;
- развивать речь детей;
- обогащать предметно- пространственную развивающую среду, обеспечить доступность ее детям.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; основы вежливого обращения.
Поставив цель и задачи на первом этапе, я стала изучать литературу по теме. Разработала НОД с учетом уровня знаний детей об окружающем мире и возраста детей. Обогатила предметно – пространственную развивающую среду.
На втором этапе, прежде чем провести первое занятие по сенсорике, я пришла к выводу, что малышей нужно привлечь, заинтересовать. Научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания. Обучение детей на занятиях – довольно сложный процесс. Эти навыки закреплялись в течение дня, во время игр. Я приучала детей выполнять элементарные поручения, например: «Маша, посади большую куклу на большой стул», «Матвей, положи маленький кубик на большой кубик» и т. д.
Знакомство с цветом начинала с простых дидактических игр: «Собери бусы», «Найди такой же», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» и др. Например «Найди такой же», если ребенок правильно находит, я хвалю его и называю цвет: (Алиса, найди такой же цветок, как у меня. Правильно, этот цветок красного цвета). Дети низкого уровня повторяют за мной, показывают предметы красного цвета: кубик, карандаш, мячик, бантик и т. д. По такому же принципу знакомлю детей с зеленым, синим, желтым цветами.
Не все дети с низким уровнем могли правильно подобрать шарики, палочки, цветочки по признаку цвета и величины (Матвей О., Матвей Б., Яна Б., Маша С., Андриан, Кирилл). Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и зеленый цвет, а затем желтый и синий. Постепенно усложняла игры.
Детям среднего уровня давала найти «цветочки» 4-х цветов; с низким уровнем – 2-х цветов. Когда большая часть детей научилась различать 4 основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Проводила аналогичные игры: «Разбери палочки по цветам», «Найди перо», «Разложи карандаши», «Найди блюдечку пару» и т. д. Работу по цветовосприятию продолжала в сюжетно – ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую чашку и поставить на зеленую тарелочку. Кукле в красном платье соответственно в красную чашку и красную тарелочку и т. д. Дети среднего уровня с заданием справлялись, а низкого уровня – затруднялись (Аделия, Вика Б., Андрей, Ксюша Кл., Алеша).
Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарик можно катать, кубики – накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т. п.). При знакомстве детей с формой предметов : шарик, кирпичик, кубик проводила такие игры: «Прокати шарик», «Построй дорожку», «Построй башенку». Когда большая часть детей усвоила, далее усложняла игры: «Выложи домик по образцу», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек». Научив детей правильно называть и различать форму предметов, я начинаю знакомить их с величиной (стол большой, а стул маленький и т. п.). Мы с ними рассматривали предметы, которые находятся в групповой комнате. Например:«Дети, скажите, домик какой? – БОЛЬШОЙ», «Маша, а стульчик какой? – МАЛЕНЬКИЙ» и т. д. Затем игры усложняла: «Выложи грибочки по величине», «Собери матрешку», «Найди шар большой и маленький» и др.
В работе с детьми использовала игры, которые развивают умственную деятельность и умение сосредоточиться: «Кто где живет?», лото «Цвет и форма», «Назови овощи, фрукты, посуду и др.», «Парные картинки». Наблюдали за птичками, собакой:
- Где большая птичка, а где маленькая?
- Где большая собака, а где меленькая? и т. д.
После наблюдения за домашними животными проводила такие игры: «Чья мама?», «Кто как кричит?». При ознакомлении с природой предлагала такие задания: «Найди большой листочек и маленький», «Найди большое дерево и маленький кустик». А также брали куклу на прогулку, при этом проводила игру : «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу с прогулки». Учила характеризовать расположение предметов в пространстве: «высоко – низко», «далеко – близко». Например: «где солнышко, а где цветочек?», «где сидит птичка, а где стоит кукла?» и т. д.
Для развития мелкой моторики рук, я использовала игры: «Мозаика» (крупная и мелкая, «Шнуровка», «Пазлы», дидактический куб с различными видами застежек (молнии, кнопки, пуговицы, липучки). Весь дидактический материал вызывал у детей большой интерес и желание действовать с ним.
Совершенствовать координацию движений и пальцевую моторику помогали игры с крупами и в центре «вода – песок». Эти игры позволяют снять детскую раздражительность, агрессивность, развивают речь, стимулируют познавательные интересы. Играя с песком, показывала, как можно глубоко погружать руки в песок, сжимать его, просеивать, т. е. делать самомассаж. Проводила упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальчики «ходят гулять» по песку, прыгают. Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки пальцев, ладоней. Предлагала делать отпечатки геометрических форм на песке, закрепляя их название.
Для игр с крупами, первое что я сделала, познакомила детей с разными видами круп и объяснила что это такое (фасоль, греча, горох, пшено, семечки, макароны). Что мы только не делали: смешивали несколько видов круп, пересыпали из тарелки в чашку и обратно, руками, ложкой. Сортировала по контейнерам, просила потрясти, прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами. Также рисовала простые изображения на бумаге (солнышко) и просила ребят засыпать серединку пшеном, выложить лучики фасолью. Крупу использовала в поделках из пластилина, вдавливая крупинки (ежик). Следила за тем, чтобы дети делали все аккуратно.
Проводилась работа с родителями. Провела родительское собрание, где подробно рассказала о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной; о важности своевременного воспитания сенсорных способностей. Систематически проводила беседы с родителями о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы. В конце года провела диагностику НПР по Печоре. Данная диагностика показала, что в 1 группе – 5 человек; во 2 группе – 16 человек; в 3 группе – 3 человека; в 4 группе – 1 человек.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития.
В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением; произошло совершенствование всех видов деятельности. Начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
ПЕРСПЕКТИВА НА БУДУЩЕЕ.
- Продолжать работу по сенсорному воспитанию через развивающие игры.
- Уделять особое внимание малоактивным детям.
- Пополнять предметно – пространственную развивающую среду по теме.