Ольга Евстифеева
Опыт работы по теме «Особенности формирования звуковой культуры детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным направлением моей работы, является формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста с ОНР. И ей необходимо уделять большое внимание, так как, всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности.
Звуковая культура речи сочетает в себе:
-развитие речевого дыхания,
-голоса,
-подвижности органов артикуляционного аппарата,
-постановку и уточнение произношения звуков,
-выработку нормального темпа, ритма речи,
-развитие выразительности речи,
Публикация «Опыт работы по теме „Особенности формирования звуковой культуры детей с ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
-развитие фонематического слуха,
-воспитание навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи решаются
следующие задачи :
1. Формирование умения правильно произносить звуки и слова; с этой целью необходимо развивать у ребёнка речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
2. Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения (произношение слов и предложений).
3. Формирование выразительности речи – умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
4. Выработка дикции – отчётливое произношение каждого звука изолированно, в слогах, словах, а также во фразовой речи.
Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой
не осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы :
• Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
• Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
•При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
Работа велась в трех направлениях.
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями.
3. Создание предметно-развивающей среды.
Работа с детьми по формированию звуковой культуры речи проводилась в блоке совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.
Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу была взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе материал постепенно усложнялся, при этом обязательно в него включались все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
На 1 этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания. Педагог вводит звукоподражания в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия
На 2 этапе с детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации. Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы :
Последовательная отработка звуков дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи. Эти виды работы над звуками речи могут осуществляется как на занятиях, так и вне их. Не рекомендуется все эти виды работы совмещать на одном занятии, т. к. процесс овладения правильным произношением звуков – это выработка определенного навыка, а его создание требует последовательности и систематичности. Проведение перечисленных четырех видов работы с интервалом между ними 3-6 дней дает возможность детям усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата и способствует лучшему формированию правильного произношения звука и восприятию его на слух.
На 3 этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих- свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха, все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Отработка всех разделов ЗКР осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.
В совместной деятельности педагога и детей осуществлялась работа по развитию мелкой и общей моторики, артикуляционного аппарата, по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также использовались для воспитания звуковой культуры речи.
- Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;
-используются упражнения с речевым сопровождением, с звукоподражанием («Колобок», «Шалтай –Болтай» и др.);
-упражнения для артикуляционного аппарата («Прогулка в лес» - водичка льется –сссс, ветер шумит –шшшш, дятел-ддддд, жук летит –жжжжж, комарик –зззз и т. д).
-упражнения для дыхание, силы голоса.
- На прогулке – отдельных детей можно потренировать в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности, используются игры с речевым сопровождением, хороводные игры(«Дорогие господа», «Баба-Яга», «Воробей воришка и т. д., чистоговорки при выполнении основных упражнений (пройди по дорожке – са-са-са меня укусила оса, перепрыгни через ручеек –ас-ос-ус, ос-ос-ос) .
- В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.
Материал по воспитанию звуковой культуры речи закрепляется буквально в каждом режимном моменте. Просыпаясь после дневного сна дети выполняют гимнастику в постели так же с речевым сопровождением, проходя по тропе здоровья дети проговаривают чистоговорки или четверостишья.
Работая над звуковой культурой речи детей, формируется активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, ее связность, что в конечном итоге является подготовкой детей к школе.
Второе направление –создание предметно развивающей среды
Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное окружение. Она должна быть разнообразна и наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания.
Для работы с детьми по формированию звуковой культуры речи созданы специальные зоны
Речевой уголок, для развития мелкой моторики («завяжи шнурок», «сделай геометрическую фигуру», «гусеница»- дети пристегивают гусенице лапки); артикуляционного аппарата (зеркало, предметные картинки, листочки, снежинки, капельки – для развития дыхания); силы голоса («волшебная баночка»). В качестве звукового дизайна используются записи шелеста листвы, плеска воды, пение птиц и т. д. Звуковой фон используется в зимние вечера, создавая особый уют, несет познавательную и эмоциональную нагрузку.
Для развития интонационной выразительности используется различные виды театра:
-настольный театр («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и. д.) -теневой театр («Три поросенка», «Красная Шапочка» и т. д.)
Детям предлагаются сюжетно – ролевые игры («Магазин», «Почтальон», «Модельер» и т. д.).
Уголок ряжений («Волшебные превращения», в котором дети могут, перевоплощаться в различных персонажей.
Музей народного прикладного искусства, где дети действуют с предметами декоративно прикладного искусства, знакомятся с традициями, обычаями русского народа.
Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Это третье направление Работа с родителями сюда относится:
- Специальные консультации для родителей: «Занятии в детском саду по развитию речи: требования к воспитанию звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования культуры речевого общения в детском саду»; «Учите играя».
-Собрания тематические, беседы, открытые занятия в конце учебного года.
Цели открытых занятий:
• показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
• показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, которая строилась на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную; должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить.
Таким образом, решая задачи по развитию звуковой культуры речи, мы с детьми пришли к следующим результатам:
-у детей вырос уровень звуковой культуры речи, дети стали более активны, общительнее, любознательны, повысилась речевая активность;
- дети знают много стихов, прекрасно справляются со звуковым анализом слова;
В данный период времени все дети читают: бегло или по слогам.
По итогам диагностики на конец года, доля детей в подготовительной группе с хорошей речью составляет 86 % и со значительным улучшением 14%.
Таким образом, нормальное функционирование речедвигательного и
слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования
звуковой культуры речи.
Почти все личностные качества закладываются в детстве, и немалую роль в этом играет речь, и в этом мы убедились. Благодаря совместной работе педагога и детей, мы смогли помочь детям стать такими как все, заинтересовать их так чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи.