Галина Ковалева
«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радость» общеразвивающего вида»
Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры
Ковалёвой Галины Юрьевны
Публикация «„Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа. Большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с историей и культурой родного народа. Педагоги нашего детского сада решили, что приобщать детей к истокам русской народной культуры надо начинать с раннего детства.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений
детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Народное творчество – богатый материал для воспитания, обучения и развития детей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей раннего возраста.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни
Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Устное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры мы ставили перед собой следующие задачи:
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Учить внимательно слушать и запоминать русские народные песенки, сказки, потешки.
- Воспитывать желание слушать народную музыку, подпевать, выполнять простейшие плясовые движения.
- Знакомить с народными игрушками (ванькой-встанькой, волчком, матрёшкой, дымковской, богородской и др., а также с предметами народного быта.
- Формировать элементарные представления о народных праздниках
- Знакомить с народными подвижными играми, привлекать к участию в народных забавах.
- Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому мы решили использовать фольклор в воспитании детей.
Воспитание интереса и любви к русской народной культуре происходит по двум направлениям:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры в организованной образовательной деятельности.
- при проведении режимных процессов.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.
Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.
На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой
«Ладушки-ладушки испечем оладушки».
Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.
Кулачки сложили, Кулачками били:Тук-тук, тук да тук,Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга)
Ладушки-ладошки,Хлопали в ладошки,Хлопали в ладошки,(хлопаем в ладоши)Отдохнем немножко. (руки на колени).
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
«Тёплая водичка
Моет Маше личико,
Пальчики Антошке
Сашеньке ладошки»
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим:
«Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенку: «Ах ты душечка, ах ты душечка,
Ах ты белая моя подушечка,
На тебя ложусь щекой,
За тебя держусь рукой».
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о животных, птицах и их повадках.
Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.