Лариса Турченко
Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Темочки:
- Логическое мышление
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Данная проблема определила цель углубленной работы «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. уточнить, конкретизировать и систематизировать коррекционные задачи по данному направлению:
-формирование навыков речевого общения на занятиях,в повседневной жизни и деятельности детей;
-обучение пересказу текста по плану, выделение смысловых звеньев;
- формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний;
-развитие самоконтроля детей за собственной речью.
2. привлечь внимание родителей к необходимости раннего приобщения детей с ОНР к истинному богатству русского языка путем максимально возможного использования доступных детям произведений художественной литературы и устного народного творчества, формированию связной речи детей-логопатов на неиссякаемом языковом богатстве устного народного творчества.
Для эффективной и планомерной работы работу по данной теме я строила поэтапно
1этап:организационный (август,2013г)
-изучение методической литературы
-создание развивающей среды кабинета
-разработка критериев мониторинга по теме
-составление плана работы с детьми на 2013-2015 уч. г.
-составление плана работы с родителями на 2013-2015 уч. г.
-разработка конспектов работы с детьми и информаций для родителей на 2013-2015 уч. г.
-проведение мониторинга
2 этап:основной(2013-2015г.)
-проведение запланированных мероприятий с детьми и родителями;
-пополнение развивающей среды кабинета;
-участие родителей и детей в проектной деятельности.
3 этап:заключительный (февраль, 2015 г.)-подведение итогов).
Предполагаемый результат:
1. Сформированность у детей с ОНР лексическо- грамматических представлений;
2. Умение пересказывать текст по плану, выделяя смысловые звенья;
3. Наличие самоконтроля детей за собственной речью;
4. Развитие логического мышления;
5. Активность родителей по приобщению детей к истинному богатству русского языка.
Работа осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей рамках ФГОС ДО:
- обучать умению общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию произведения;
- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;
Для реализации поставленных задач, мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.
Первый год игры -триз включали в себя разнообразную тематику («Дразнилки», «По кругу», «Шкатулка со сказками» и др. (согласно перспективного плана).В этот год воспитанник группы Костенко Максим принял участие в международном конкурсе «Спасая пчелу- спасем мир», где была представлена его экологическая сказка «Жуженька».
Во второй год работы с триз-играми был усложнен. Они были включены в НОД («раздел: связная речь») в большое количество лексических тем. Дети с удовольствием играли в «Паутину» уже в парах, где один ребенок описывал положительные стороны предмета (объекта, другой- отрицательные. В дальнейшем было еще усложнение –«помощь из зала». Ребенок – зритель, используя дополнительный цвет фломастера «плел» свою паутину (дополняя товарищей).(Слайд)
В течение данного периода проходили беседы-рассуждения по разделу «В мире пословиц и поговорок» по разнообразным темам.
Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
В течение всей работы активно использовались загадки, которые способствовали развитию логического мышления. На первом этапе дети затруднялись в отгадывании их, затем заучивании их. В дальнейшем дети сами сочиняли загадки. На заключительном этапе дети сочиняли загадки, выполняя определенные условия (загадке должен присутствовать союз НО.)В дальнейшем дети рисовали отгадки к загадке. (Слайд)
Составлению описательных рассказов способствовали мнемотаблицы по лексическим темам. Они используются как демонстрационный материал, так и для индивидуального пользования. (Слайд)
Обучение работы по мнемотаблицам сначала носило индивидуальный характер, описательный рассказ составлял каждый ребенок. Начиналась работа с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходили к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам
В дальнейшем составлялись сравнительные рассказы, где принимали участие два ребенка. Дети проявляли активно в НОД «Город тачек», где машины разговаривали, рассказывая о своих деталях, цвете, материале, предназначении и т. д. НОД на тему «Рынок» не только помогло развитию связной речи, но и познакомило с понятием «реклама».
Постепенно усложняя задачи НОД по данному направлению, я использовала прием: составление пиктограмм к стихотворениям. Так они пробовали свои способности в реализации краткосрочного проекта «Учим стихи, играя» (заучивание стихотворения «Весна» У. Ладонщиковой при помощи пиктограммы) (9-12/4-2014г.)
Это получилось не просто познавательно, но вызвало очень большой интерес к «зашифровыванию» стихотворений.
Данные навыки дети уже применяли в реализации педагогических проектов «Деревья Ставрополья», где делали зарисовки достопримечательных деревьев.
Свои умения дети проявили в открытом показе НОД воспитателя группы Л. А. Бажковой при создании мнемотаблицы (в виде аппликации) в реализации пед проекта «Девочки, мальчики» (Слайд).
Индивидуальный краткосрочный педагогический проект осуществлялся с Костенко Максимом тему «Здравствуй, дедушка Мороз»(по одноименному стихотворению А. Найденовой (22-25декабря 2014г.).
Работа в совместном краткосрочном проекте по «Гжель» (февраль,2015г.) включала в себя развитие не только связной речи, но и творчества в придумывании сказок «О гжельской розе».
Дети любят не только придумывать диалоги персонажей, но и обыгрывать их. Так появлялись сказки о насекомых.
Все сказки записаны и хранятся в папке «Творческие рассказы детей». (слайд)
Открытый показ НОД по теме «Открываем поэтический театр» (январь, 2014г.) для педагогов ДОУ, позволил детям показать свои речевые достижения : в рассказывании сказок с использованием жестов, «расшифровывание» сказок с условными обозначениями, чтение стихотворений местной поэтессы Л. Шубной и др.
Свои речевые достижения дети показывали во время выступлений. В 1-год обучения дети выступали перед малышами (2-мл. группа «Ягодка») (октябрь, 2014г.)в драматизации сказки «Спор овощей». Дети были скованы. Речь многих была тихая, забывали стихи.
Затем дети «открывали» поэтический театр перед детьми 2-х младших групп «Ягодка» и «Одуванчик» (январь,2014). Дети были более активны. Они применяли мимику, жесты, речь носила более эмоциональную окраску.
В дальнейшем дети порадовали воспитанников старших групп театрализованными представлениями «Догадливый ежик» (апрель,2014г., «Спасибо за идею!» ( автор: воспитатель группы А. Д. Федонова). Дети следили за правильностью произнесения звуков, фраз. Речь была эмоциональна.
Для активизации речевого общения друг с другом предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом речевого материала в рамках комплексно-тематического планирования.
На протяжении всего периода реализации поставленных задач я строила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием речевых навыков детей. Работа в тесном контакте с родителями позволяет выработать общие требования к речи ребенка, способам его общения с окружающими, что окажет существенное влияние на формирование у него умений и навыков речевой коммуникации.
В начале 2013-2014 уч. г. было проведено анкетирование «Речевое развитие ребенка», где родители широко осветили речевые проблемы своего ребенка.
В начале2014-2015 уч. г. родители были ознакомлены с речевыми ориентирами выпускника логопедической группы (сентябрь,2014г.) Родители получали теоретические знания через :
1. теоретический семинар «Использование пословиц и поговорок для развития логического мышления детей с ОНР в старшей группе»(ноябрь, 2013г)
2. логопедический тренинг с участием родителей и детей «С пальчиками мы играем- речь детишей развиваем»(февраль, 2014г.)
3. информационный листок («В какие игры играем с детьми?» (октябрь,2014г., 4. консультации:
-«Развитие речи детей через ознакомление с народным искусство»(февраль,2015г.);
-«Развитие речи : : 6- й год жизни ребенка» (октябрь, 2013г.)
-«Использование метода пиктограммв работе с детьми, имеющими речевые нарушения»(декабрь, 2014г.);
5. логопедические практикумы:
- «Развитие связной речи детей с ОНР через мнемотаблицы (на слова)» (ноябрь, 2014г.);
-«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»(апрель, 2014г.);
-«Оригами в развитии детей с ОНР»(май, 2014г.)
-день открытых дверей (май, 2014г.) др.
Наиболее весомыми и продуктивными были совместные долгосрочный проект «Папа, мама, я - читающая семья» (сентябрь-май,2014г.).Он включал в себя разнообразные формы работы
Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития связной речи детей и их логического мышления. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.
Вывод: дети достаточно самостоятельно строят рассуждения. Высказывания их отличаются ясностью, логичностью, достаточно аргументированы. В качестве аргументов используются примеры из личной жизни, произведений художественной литературы. Высказывания детей связные, в качестве средств связи используются различные союзы: потому, что, поэтому, вводные слова: я считаю, по моему мнению и другие.