Елена Нечаева
Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни»
Описание опыта.
Социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющее все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.
Публикация «Опыт педагогической деятельности „Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни“» размещена в разделах
Исходя из этого, ведущей целью моей работы стало создание системы по «социально – нравственному воспитанию детей третьего года жизни». Для реализации этой цели, мной поставлены следующие задачи:
1. Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, воспитать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, интерес к общению.
2. Развивать доброжелательное отношение малышей к близким людям – любовь к родителям, привязанность к воспитателю, симпатию к сверстникам.
3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных: желание помочь, успокоить, сказать ласковые слова.
4. Помогать детям в освоении простых способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками в повседневном общении, в игре и бытовых процессах.
5. Постепенно приучать малышей к выполнению простых правил культуры общения: по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, быть приветливым и сдерживать капризы.
6. Обогащать представления детей о людях, об особенности их внешнего облика, половых и возрастных отличиях, о добрых поступках, о семье и родственных отношениях.
7. Привлечь внимание родителей к данной проблеме.
В основу моей работы легли следующие принципы обучения:
1. Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда несет воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступает обучение и воспитание. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
2. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
3. Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
4. Принцип наглядности. Его Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего не было в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.
5. Принцип систематичности и последовательности. Он предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. При планировании педагог выделяет темы в учебном материале; устанавливает последовательность раскрытия темы на разных занятиях и намечает методику работы; продумывает связь нового материала с ранее усвоенными знаниями, опытом детей.
6. Принцип доступности – соотнесение содержания учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Одним из условий для решения задач социально-нравственного воспитания детей является создание соответствующей развивающей среды. Исходя из этого, наряду с общими дидактическими принципами я в своей работе следую и принципам построения предметно-развивающей среды:
1. Принцип эстетической организации среды (оформление группы, яркость красок и материалов).
2. Принцип эмоционального благополучия ребенка, индивидуальной комфортности (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия). Фото 1.
3. Принцип открытости – закрытости, т. е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию (обновление развивающей среды, перестановки в группе, новое оформление и т. д.).
В работе с детьми я использую следующие методы:
1. Наглядные.
Показ, наглядный пример - занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием. Одним из ведущих приёмов наглядного метода, является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.
2. Игровые. Организация развивающих практических и проблемно-игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения, инсценировки с игрушками, разными видами театров, сюжетно-дидактические игры, образные игры-имитации.
3. Словесные. Общение с ребенком в совместной деятельности. Чтение художественной литературы, рассказ сказок. Беседы на разные темы, а также согретые чувством любви и участия разговоры воспитателя с детьми.
4. Практические. Применение полученных знаний и умений в специально созданных проблемно-игровых ситуациях и этюдах.
Задачи социально-нравственного воспитания решались и на занятиях, и в играх, и в повседневной жизни. Но более всего мне удавалось решать их в совместной деятельности с детьми, в развлечениях, играх соревновательного характера, когда нет ограничения по времени.
Использовала в работе стихи, чтобы привить детям желание здороваться и прощаться, такие как: Н. Красильников «Доброе утро», «Добрые слова», В. Липанович «Вежливая лошадь», В. Солоухин «Здравствуйте», М. Дружинина «Что такое здравствуй» и другие.
Другая форма работы с родителями - это совместное участие с детьми в разных мероприятиях: утренники, конкурсы, изготовление поделок и пр.
Так, поделка, сделанные руками семьи Иры, украшают уголок природы в нашей группе. Я считаю, что воспитатели союзники и помощники родителей в воспитании детей.
Я старалась использовать разные формы работы с родителями. Проводила групповые и индивидуальные консультации, дискуссии, просмотр занятий, организовывала участие в беседах за круглым столом (приложение № 8)
Совместно с родителями были обсуждены такие темы:
- проблемы адаптации детей
- формирование начал этикета за столом
Мы с детьми старались радовать и удивлять наших родных и близких, готовим совместные праздники, приглашаем на утренники, выпускаем праздничные поздравительные газеты.
Постоянно отслеживала результаты своей работы по итогам диагностики детей, отмечала положительную динамику в социально-нравственном развитии детей. Итоги своей работы выносила на обсуждение с коллегами на медико-педагогические совещания (приложение № 12)
Выводы. Анализ работы, наблюдения за поведением детей, результаты педагогической диагностики позволили сделать вывод об эффективности используемой технологии.
1. Данные диагностики свидетельствуют о положительной динамике результатов. Несмотря на то, что работа велась в течение последних трёх лет с тремя разными по уровню развития группами детей, в каждой из этой групп к концу года значительно повысились показатели социально-нравственного развития. На начало 2013 года высокий уровень не был зафиксирован, в конце года высокого уровня также не зафиксировано, ниже среднего – 36%. В конце 2014 учебного года высокий уровень не зафиксирован, но резко увеличился % выше среднего – 64%, и среднего – 36%. Аналогичная картина наблюдается и по последующим итогам диагностики за 2014 – 2015 (приложение № 13). Что свидетельствует о положительном воздействии на социально – нравственное развитие детей, предложенной системой работы.
2. Дети легко адаптировались в новой группе. Быстро привыкли к воспитателям, няне. Охотно шли в детский сад. Заметила, что после временного отсутствия в детском саду спешили в группу, видно было, что соскучились.
3. Дети стали более внимательными друг к другу, окружающим взрослым, овладели элементами культуры общения, стали более самостоятельными. Они не только овладели некоторыми навыками самообслуживания, но и охотно оказывали помощь другим.
4. Проделанная работа способствовала развитию игровой деятельности : к концу года дети уже могли объединяться для совместных игр по 2-3 человека. Игры детей стали богаче по содержанию.
5. Удалось привлечь внимание родителей к важности решения задач социально-нравственного воспитания. Совместные мероприятия с родителями сплотили всех, выявили наиболее активных родителей.
Перспектива работы над темой
Я буду продолжать работать над данной темой, поскольку считаю её необходимой на начальном этапе закладки нравственных норм. На следующем этапе планирую привлечь к этой работе ближайших родственников детей : родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Мне это предоставляется особенно важным, потому что педагоги, к которым дети нашей группы перейдут через год, работают по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей», и моя работа позволит обеспечить преемственность в решении задач нравственного воспитания.