Елена Комарова
Опыт работы по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Публикация «Опыт работы по теме „Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира“» размещена в разделах
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
В учреждении разработана ООП ДО, содержание которой в группах дошкольного возраста строится на основе программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьевой, Т. И. Гризик, В. В. Гебовой. Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Радуга», изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, наметили пути практического осуществления будущей работы.
И в этом году я начала углубленно работать по организации детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста. Разработала перспективный план работы по экспериментальной деятельности, включила его в общую систему комплексно-тематического планирования в своей группе.
Поставила перед собой основную цель в работе с малышами : создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня экспериментальной деятельности детей.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать познавательный, игровой материал по данной теме, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Способствовать детей к участию в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Приобщить родителей к организации экспериментальной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
2. Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
На первом этапе для организации опытно-экспериментальной деятельности детей проделали большую работу по созданию развивающей предметно - пространственной среды в группе с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.
Вместе с родителями группы мы создали центр экспериментирования «Кладовая чудес», одной из главных задач которого – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Этот центр своего рода мини-лаборатория детских исследований. Он предназначен, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.
В центре организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов.
Материал, находящийся в центре экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учётом дальнейшего развития.
При оборудовании центра экспериментирования мы учитывали следующие требования:
- достаточность,
- доступность расположения,
- безопасность для жизни и здоровья детей, санитарные нормы. Каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения экспериментов.
В центре экспериментирования «Кладовая чудес» собран материал для детского экспериментирования :
• Центр воды и песка;
• Различные коллекции: ткани, бумаги, мелких игрушек, фантиков, пуговиц;
• Коллекции из природного материала: ракушек, пёрышек, камней, коры деревьев, шишек, семян, различных круп;
• Пищевые и непищевые красители;
• Простейшие приборы и приспособления : лупы, зеркала, мерные стаканы и ложечки, пипетки, весы, различные ёмкости, полиэтиленовые пакеты;
• Материал для игр с водой наборы пластиковых и резиновых игрушек для игр;
• Материал для игр с воздухом (трубочки для коктейля, веер, мыльные пузыри;
• Бросовый материал: различные прищепки, пробки, катушки из-под ниток, шнурки и веревочки;
• Дидактические игры («Какой бывает капелька» и др.);
• Схемы проведения экспериментов;
• Книги познавательного характера, лэпбуки, тематические альбомы;
Организованный центр экспериментирования даёт детям возможность проявить самостоятельность, повысить уровень познавательных интересов, активизировать мыслительные процессы. Наши воспитанники с удовольствием играют, экспериментируют, познают.
Благодаря созданию в группе центра экспериментирования «Кладовая чудес», выстроили систему работы из взаимосвязи трех основных блоков.
1. Непрерывная - образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
2. Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
НОД строили на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах, во время которых выясняют, что вода – жидкость, она может литься, брызгать, капать. Вода не имеет формы, у неё нет запаха и вкуса, она бесцветная. Но чтобы всё это узнать, мы должны были познакомиться с водой. Что мы и сделали на занятии «Водичка». Кроме того, с помощью элементарных опытов выявили, что вода может стать мутной, что некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус, что вода может превращаться в лёд, что лёд может превращаться в воду. Дети любят экспериментировать с водой и с удовольствием проводят испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала. Экспериментируя и играя с водой, дети сами предложили добавить её в песок и к своему удивлению получили лужу.
Удивительный песок заинтересовал детей. На занятии «Песок. Свойства песка» дети пробовали слепить куличик из мокрого и сухого песка руками и с помощью формочек. Мы выяснили, что свойства песка зависят от наличия воды. При проведении других опытов с песком малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться и состоит из множества песчинок, а ещё сухим песком можно рисовать.
Не менее увлекательным стало испытание для такого всем знакомого предмета, как бумага. Дети узнали, что бумага бывает разной на ощупь, она легкая - её можно сдуть с ладони, смять, разрезать ножницами, она рвётся, может быть толстой и тонкой.
Часто с прогулки дети заносили в группу камни, рассматривали их. На занятии «Дом для гномика» ребята выяснили, что камни твёрдые, прочные и не боятся воды; на занятии «Путешествие в страну Камляндия» дети получили представления о том, что камни бывают легкими и тяжёлыми, гладкими и шершавыми, имеют различную форму.
Не менее интересно проходили эксперименты с воздухом. На занятии «Воздух и его свойства» ребята получили представления о том, что воздух легче воды, он без вкуса и без запаха; ребята ловили воздух полиэтиленовыми пакетами и убедились – воздух не виден, но он есть повсюду; играя с мячом узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха; играли с мыльными пузырями. На занятии «Кораблик» малыши убедились, что предметы могут передвигаться при помощи ветра. А при наблюдении за деревьями выявили, что ветер – это движение воздуха.
Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Для развития тактильных ощущений использую дидактические игры «Тактильные дощечки», «Чем обедала лягушка», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками. Для сенсорного развития использую дидактическую игру «Сухие духи» -бутылочки, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами.
Одной из форм экспериментальной деятельности является наблюдение. Мы наблюдали за дождём, росой, туманом, снегопадом, за инеем, как в луже отражаются предметы. Бросали снег в лужу и он у нас на глазах таял, а через день вместо лужи обнаружили лёд. Нам было очень интересно подбрасывать вверх снег, он рассыпался. За морозом началась оттепель, и снег стал послушным, из него можно было лепить всё, что душе угодно. Возникла идея занести снег в группу. Было интересно наблюдать за его превращениями. Дети очень расстроились, когда увидели, что снег превратился в грязную воду. Зато теперь они наглядно увидели, что снег нельзя есть.
Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В своей работе я использую инновационные педагогические технологии, которые открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов. С детьми и родителями нашей группы мы реализовали краткосрочный проект «Воздух наш друг?», продуктом совместной деятельности проекта стал лэпбук «Воздух наш друг!».
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила буклеты, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместными усилиями создавался и пополнялся центр экспериментирования «Кладовая чудес».
Для родителей был проведен круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».
С родителями провела мастер – класс по изготовлению игрушки – вертушки.
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!»
Был создан фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы». Для родителей приготовила информацию по экспериментированию дома.
Подводя итоги проделанной работы я отметила, что дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.