Жанна Ногайбекова
Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира»
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребёнок слышит, видит
и делает сам»
(Американский учёный Ральф Эмирсон)
Другими словами эта фраза означает что ребенок усваивает все лучше тогда, когда сам пробует, делает, узнает, делает выводы. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены ФГОС, которые уверенно внедряются в образовательно-воспитательный процесс дошкольных учреждений. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах отечественных педагогов: Усовой А. П. Поддъякова Н. Н. и Панько Е. Л. Говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Эксперименты пронизывает все сферы детской деятельности. Они помогают развивать мышление, логику, творчество, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные при проведении экспериментов, запоминаются надолго. В течение 10 лет я занимаюсь экспериментальной деятельностью. Вместе с коллегами рабочей группой составили программу и картотеку опытов и экспериментов по всем возрастам. Мною составлены и проведены дидактические игры, НОД и развлечения по опытно- экспериментальной деятельности. Содержание разрабатывала в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в разделе «Познавательное развитие». В них я отразила динамику реализации поставленных задач в данном направлении, используя для этого современные педагогические технологии и интеграцию. Применяла в работе с детьми разные виды экспериментов, с различным материалом. Эксперименты с воздухом. «Кто сильнее» «Как попадает воздух в шар» «Как выходить воздух из воды?» «У кого дальше уплывет.» «Буря в стакане» Эксперименты с водой. «Волшебники» «Вода меняет цвет» «Почему утонула шишка» «в какой воде всплывает яйцо» Дети по схеме в виде человечков определяли агрегатное состояние воды и самостоятельно могли рассказать (жидкое, твердое и газообразное состояние воды) «Бумажные кувшинки» «Как всплывают рыбки» «Аптекарский огород» На подоконнике у нас рос лук, картошка, свекла, морковь, из бобовых растений. Огород на участке. Итоговым был здесь – это эксперимент «Угадай на вкус» Эксперимент с магнитом. Ребята искали железные предметы в крупах. Передвижения шмеля с помощью магнита. Работа с родителями. Чуть отступлю от темы. Каждый последний четверг месяц у нас в детском саду проходит «День открытых дверей» для родителей. В конце января этого года мы организовали для предстоящего педсовета на тему «Социально – коммуникативное развитие» мероприятие где родители показали занятия с детьми. Родители провели почти по всем разделам: Познавательное, Художественно – эстетическое, Иностранный язык, Физическое развитие. Это было очень интересно и познавательно. Так вот одна из родителей – подготовила и провела эксперимент который назывался «Рисуем на молоке» В рамках тематической недели «Хочу все знать» было дано домашнее задание провести эксперимент. Родители были очень заинтересованы, даже купили специальные приборы. С помощь воды и глицерина дети проводили опыты в домашних условиях.
Публикация «Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Как говорил великий ученый К. А Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»