Светлана Теренина
Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию предшествовали долгие месяцы подготовки, знакомства детей с основами научного экспериментирования. О некоторых наших опытах я хочу сегодня рассказать вам подробнее.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июнь 2018
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.
Наше открытое занятие было посвящено свойствам соли и, готовясь к этому занятию, мы проводили различные опыты с солью.
Наш первый опыт был посвящен изучению основных свойств соли (внешний вид, цвет, вкус, запах и растворимость). В ходе проведения эксперимента мы узнали, что соль - твёрдое вещество белого цвета, не имеющее запаха, с характерным вкусом; при добавлении небольшого количества воды соль её впитывает, а в большом количестве воды соль растворяется. Дети сами изготовили соляной раствор.
Наш второй эксперимент "Выращивание соляного кристалла" был долгосрочным и длился целую неделю. В ходе эксперимента дети узнали о новом свойстве соли - кристаллизация. Мы приготовили крепкий соляной раствор и опустили в него подвешенную на нитке пуговицу. Каждый день мы перемешивали раствор и проверяли размер нашего кристалла. Вот что получилось у нас через неделю:
Третий эксперимент "Как соль яйцо плавать учила" поведал детям о том, что соль может изменять свойства воды: в обычной воде яйцо тонет, а в солёной яйцо всплывает на поверхность:
Четвёртый эксперимент "Как соль лёд топит" поведал детям о свойстве соли, которое получило широкое применение на практике. Дети узнали, зачем зимой дороги посыпают песко-соляной смесью и убедились, что соль разъедает лёд:
Пятый опыт показал детям на практике как в промышленных условиях добывают соль из соляного раствора. Нагревая соляной раствор, мы выпарили частицы соли:
В ходе проведения серии опытов, дети получили богатые и точные представления о свойствах соли, научились строить причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. И это самое главное, потому что по словам английского писателя Ральфа Уильяма Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».