Елена Колесова
Самообразование на тему «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Цель : Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
Задачи :
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
Публикация «Самообразование на тему „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение мето. литературы Сентябрь - май 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной.
Октябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
«Вода – царица земли».(конспект)
Ноябрь Изучение Пользы и вреда кока-колы”,на организм.
В бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с «Кока-Колой»
Декабрь Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.
Опыт “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Январь Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана
Опыт «Тайны вулкана»
Февраль
Март
Апрель
Май
Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
поощрять выдвижение гипотез;
развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
Познакомить детей с понятием «отражение»
Причина возникновения солнечных зайчиков.
Опыт “Как увидеть движение воды через корешки?”.
Занимательные эксперименты : “Сыщики”, “Куда делось варенье?”.
Экспериментирование с лимоном
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» :
Оборудовать уголок экспериментирования «Юные исследователи»- (собрать природный материал.)
Декабрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Газета для любознательных родителей.
Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи».
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 4-7лет.
Май Подведение итогов работы, выводы, самоанализ.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год Выступление на педсовете.
План по самообразованию на следующий уч. год
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера, 2004.-64с.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.
3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005.№1
Приложение №1.
Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе.
Сроки
Содержание работы
Материал для экспериментирования
Сентябрь
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной Выносной материал на прогулку для исследований.
Октябрь
«Вода – царица земли».
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• развивать речь, мышление, любознательность
• воспитывать экологическую культуру;
• развивать умение делать выводы, умозаключения;
• воспитывать аккуратность при работе.
Прозрачные пластиковые стаканчики; емкости разной формы; мука; соль; сахар; молоко; картинка; краски; кисточка; вата; носовой платок; воронка; растительное масло; пипетка; салфетки; трубочки коктельные; кувшин с водой.
Ноябрь
Опыт № 1– “Польза и вред кока-колы”.
проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;
изучить действие “Кока-колы” на зубы;
исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; кусочек колбаски; яичная скорлупа
Декабрь
Январь
Февраль
Март Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Опыт № 3 – “Тайны вулкана”.
Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.
Опыт № 5 – Занимательные эксперименты : “Сыщики”, “Куда делось варенье?”.
Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении вулканов;
формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом)
Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
поощрять выдвижение гипотез;
развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Три прозрачных не глубоких стакана;
Овёс (или другое зерно)
Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.
Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем
Скотч, банка с вареньем, кисти,молоко, лимонный сок, уксус, измельченный грифель.
Апрель
Май
«Чудо-лимон»
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
Познакомить детей с понятием «отражение»
Причина возникновения солнечных зайчиков.
Эксперименты с лимоном
Зеркало.
Приложение № 2
Занятие по теме «Вода – царица земли»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей и подготовительной группы
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель занятия: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• развивать речь, мышление, любознательность;
• воспитывать экологическую культуру;
• развивать умение делать выводы, умозаключения;
• воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики; емкости разной формы; мука; соль; сахар; молоко; картинка; краски; кисточка; вата; носовой платок; воронка; растительное масло; пипетка; травяной настой; масло мяты; салфетки; аудиозапись «Вода»; трубочки коктельные; кувшин с водой.
Организация детей: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
II часть: Опыты
1) Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2) Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
3) Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
4) Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.
С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Воспитатель предлагает детям речевую игру: «Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведем пример: «Для растений вода – это…», «Для людей вода – это…» варианты ответов.
Фокусы с водой:
1) В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
2) В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.
Конспект
по экспериментированию
«Чудо-лимон»
Цель: Развивать познавательные способности детей через экспериментирование.
Задачи:
— обогащать знания детей о лимоне, расширять представления о регионах произрастания, способах выращивания.
— побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу.
— активизировать в речи специальные термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.
— формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
— поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
— создавать детям хорошее настроение, воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.
— вырабатывать умения внимательно слушать товарища, не перебивая его.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Материал и оборудование: лимон, глубокая емкость с водой, стаканчики с водой, ватные палочки, листы бумаги (по количеству детей, настольная лампа, лимонная кислота, вода, пластиковая бутылка, воздушный шарик, картинки с изображением лимона, скотч.
Ход образовательной деятельности:
Мотивационно-организационный этап:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, хотела сегодня с вами поиграть, но я не смогу очень горло болит. Может быть, вы мне как-нибудь поможете? (Ответы детей)
Воспитатель: Подождите, у нас где-то была аптечка. (Воспитатель открывает аптечку, а там вместо лекарств лежат чипсы, шоколад, лимоны). Куда же подевались все лекарства? Кто же так мог подшутить? Теперь я точно не смогу вылечиться (дети обращают внимание на лимон).
Воспитатель: А как я смогу им лечиться? (Ответы детей). Что мы можем сделать из лимона? (Витаминизированный напиток) Но перед его использованием, что нужно сделать? (Помыть его)
(Детям предлагается помыть лимоны в емкости с водой.)
Воспитатель: Почему нельзя кушать грязные лимоны? (Ответы детей)
Поисково- исследовательский этап:
Воспитатель предлагает детям взять лимон и опустить их в емкость. Разыгрывается удивление, что лимоны не тонут. Дети наблюдают и делают выводы: лимоны остаются на поверхности воды. Разрезает лимон. Дети опускают дольки лимона в кувшин с водой, делают витаминизированный напиток. (Опустить дольки лимона в кувшин с водой).
(Дети с воспитателем пробуют напиток).
Воспитатель: Ребята, вы меня вылечили, горло перестало болеть? Что же в лимоне содержится, что помогло мне вылечить горло? (Витамины).
Давайте с вами нарисуем схему, что в лимоне содержаться витамины. (Дети схематически изображают лимон и витамин С).
Воспитатель: Ребята посмотрите на дольки лимона, что с ними произошло? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему большой целый лимон не утонул, а маленькие дольки опустились на дно? (Ответы детей).
Воспитатель (уточняет) : Лимонные дольки тонут потому, что мякоть лимона наполняется водой, дольки становятся тяжелыми, лишний вес от воды и позволяет им опуститься на дно. А у целого, неразрезанного лимона кожура (цедра) очень плотная, она не пропускает воду внутрь лимона, поэтому он не тонет, держится на поверхности.
(Дети рассматривают кожуру лимона через лупу.)
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать схему, что в лимон не тонет в воде. А как вы думаете, чем еще полезен лимон?
А вы знаете, что это за фрукт? (Беседа о лимоне).
Воспитатель (уточняет) : Лимон – это фрукт длиной от шести до девяти сантиметров, желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на небольших, высотой 3—7 м вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия, Китай. Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения. Они быстро растут, цветут и плодоносят круглый год. Лимоны очень кислые на вкус. Как вы думаете, что в них содержится? (Лимонная кислота).
Воспитатель (уточняет) : Лимонная кислота – это кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств и поэтому используется во многих областях жизнедеятельности человека.
(Показывает как лимонная кислота растворяется в воде, дает попробовать детям).
Воспитатель: Как вы думаете, где используется лимонная кислота?
Воспитатель (уточняет) : Используется в пищевой промышленности для изготовления таких продуктов, как майонезы и кетчупы, желе, джемы, соусы, консервы, плавленые сыры, подливы, кондитерские изделия, фруктовые и овощные консервы, замороженные продукты, напитки. Обладая отбеливающим свойством, используется в косметологии для удаления веснушек и разных пятен на коже, для укрепления ногтей. Лимонная кислота широко применяется в медицине для лечения многих болезней. Лимонную кислоту добавляют во многие лекарства, чтобы они не были такими горькими. При сочетании лимона и чая, наш организм усваивает аскорбиновую кислоту. Именно поэтому чай с лимоном отлично утоляет жажду, повышает работоспособность, а также иммунитет организма. На основе проведенных экспериментов доказано, что в помещениях, где находятся деревья лимона, воздух исключительно стерилен».
Воспитатель: Вот видите, сколько много вы знаете о лимоне. (Ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, а давайте проверим, на что еще способен лимон.
Опыт «Лимон-защитник»
Воспитатель: Мы разрезали яблоко пополам, положили его срезами вверх на блюдце и выдавили немного лимонного сока на одну из половинок. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым).
Воспитатель: Нам нужно подождать, чтобы узнать, что произойдет с яблоком. Я вам предлагаю поиграть с шариком. Как вы думаете, как я его надула? Сейчас я вам открою секрет.
Встаем и подходим к другому столу, где воспитатель без помощи детей проводит опыт «надуй воздушный шар» при помощи лимонного сока, соды и уксуса.
Воспитатель: Сначала налили воду в бутылку и растворили в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешали сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и вылили в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. И, о чудо! Шарик стал надуваться.
Воспитатель: Как вы думаете, почему шарик надулся? (Ответы детей). Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом начали взаимодействовать: вступили в химическую реакцию, выделили углекислый газ и создали давление, которое и надуло шарик. Ведь, когда мы надуваем шарик ртом, мы тоже выделяем углекислый газ и шарик надувается.
(После опыта, дети возвращаются к опыту с яблоком. Делают выводы.)
Воспитатель: Мы с вами узнали, что лимон может быть защитник и надувать шарик. Давайте тоже это изобразим схематически.
Рефлексия:
Воспитатель: Узнали ли вы сегодня что-то новое про лимон? Какой вам опыт показался самым интересным?
Посмотрите, у нас есть лимонное дерево и смайлики-лимончики. Если вы узнали, что-то новое про лимон, выберите веселый смайлик. Если вы все это знали- простой лимон. Если вам было грустно – сердитый смайлик.