Синяжникова Ольга
Опыт работы на тему «Детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление «Воспитатель года-2016»
На свете много разных профессий.
Но знаю: моей не найти интересней.
В руках педагога бесценный клад:
Тридцать три упрямых, горластых ребят,
Тридцать три, как звезды лучистые,
Которых растила я добрыми, чистыми.
Мир открывала им светлый, чудесный.
Нету работы моей интересней.»
Здравствуйте уважаемое жюри, уважаемые коллеги!
Я, Синяжникова Ольга Юрьевна
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения №195.
Публикация «Опыт работы на тему „Детское экспериментирование“» размещена в разделах
Мой педагогический стаж - 14 лет. И я уже точно знаю, что выбрала правильную дорогу, по которой так трудно, но так интересно идти.
Актуальность проблемы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику моей работы,
Учитывая:
• тенденцию модернизации дошкольного образования;
• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Поставила следующие Задачи:
• расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
• развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. ;
• воспитание уверенности в собственных силах;
• активизация воображения;
• развитие дивергентного и системного мышления;
• совершенствование речевого творчества;
• формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
• воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
• формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
• расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:
• знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.).
• формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
• сюжетно-ролевая игра;
• рассматривание;
• наблюдение;
• беседа;
• экскурсии;
• конструирование;
• экспериментирование;
• исследовательская деятельность;
• коллекционирование;
• развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяет характер из действий.
Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.
В рамках познавательно – исследовательской деятельности мною создан долгосрочный проект «Маленькие Знайки».
Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей через эксперимент.
Данный проект включает в себя:
1. перспективный план работы
2. комплекс игр– эксперименты с детьми
Таким образом, созданная мною система по развитию познавательной активности дошкольников, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по применению исследовательской и экспериментальной деятельности, позволила выйти на следующие результаты:
• В группе создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;
• Систематизирована работа методической работы по развитию экспериментальной деятельности;
• увеличилась заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
• Популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.
• Технологичность
Данный опыт может использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».