Елена Земская
Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему : «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Под сенсорным развитием понимается развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Сенсорные действия у маленького ребёнка весьма несовершенны, в результате чего возникающие образы окружающих предметов оказываются весьма неполными и неточными.
Публикация «Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей более полному и точному восприятию таких свойств, как цвет, форма и величина. У детей восприятие очень неустойчивое. Чаще всего, в предмете они выделяют какое – либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Чтобы процесс сенсорного развития осуществлялся полноценно, должны быть созданы условия для целенаправленного сенсорного воспитания, выступающего как основа познания мира.
Как считала Елена Борисовна Волосова «Маленький ребёнок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого ребёнка»
Основы сенсорного развития закладываются уже в раннем возрасте. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Недаром профессор Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Моя педагогическая деятельность в детском саду «Берёзка» началась с детей раннего возраста. Возраст моих детей был от 2 до 3 лет. Работая уже много лет в детском саду воспитателем, я всегда уделяла сенсорному развитию детей много времени. Я заметила, что малыши с каждым годом приходят в детский сад всё менее подготовленные. Такие выводы я делаю на основании проведённой в начале года диагностики по выявлению у детей умений и навыков по сенсорному развитию. Поэтому я решила продолжать дальнейшую работу с детьми именно в этом направлении. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.
Ведущей целью моей работы является создание условий для формирования у детей раннего возраста представлений о цвете, форме и величине предметов через использование дидактических игр, а также развитие мелкой моторики.
Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:
- Формировать у детей раннего возраста умения ориентироваться в основных свойствах предметов (цвете, форме и величине).
- Обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- Развивать у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев рук;
Известно, что игра не только основной вид деятельности ребёнка, но и средство самореализации. В игре развивается внимание, память, воображение, мышление, т. е. качества, которые необходимы ребёнку для дальнейшего развития.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Опираясь на непроизвольное внимание детей, можно через дидактические игры активизировать познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения. Ребёнок имеет возможность проявить активность и самостоятельность, выполняя игровые действия, включаясь в игровой сюжет и действуя с красочными дидактическими играми. Таким образом, дети получают новые знания незаметно.
В своей работе с детьми я определила для себя некоторые правила, которые помогают мне добиваться хороших результатов:
- У детей наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому объяснение я всегда сопровождаю показом игрового действия.
- Игры, стараюсь, проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- Отдельные задания я стараюсь включать во все виды продуктивной деятельности детей в рисование, аппликацию, лепку, а также использую в свободное время для закрепления пройденного материала.
- Учу детей играть, не мешая друг другу, постепенно подвожу к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- Активно сама включаюсь в игру, привлекая детей, тем самым вызывая интерес к дидактическому материалу.
- Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому повторяю игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- Основным принципом моей работы является индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребёнку. Для одних детей достаточно показа, наводящего вопроса, другие же дети требуют более тщательного объяснения.
Занимаясь много лет данной темой, я добилась хороших результатов в развитии сенсорных способностей детей. Итоги работы показали, что дети используют полученные знания и в играх и в самостоятельной деятельности.
Своё выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:
Я пытался достичь сердца ребёнка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами, но он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребёнка?» - воскликнул я.
И ребё нок прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
Так давайте же с детьми будем больше играть…
Спасибо за внимание!