Получи документы

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через восприятие цвета

Надежда Никитина
Опыт работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через восприятие цвета
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Публикация «Опыт работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через восприятие цвета» размещена в разделах

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия — в процессе проведения занятий и в повседневной жизни — позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький, формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, а затем соотнесению их по величине или по форме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.

Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая

необходимую мозаику или краску из двух — трех разновидностей («огоньки ночью», «листочки», «апельсин», «снег идет» и т. п.).

В повседневной жизни даю детям возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливые узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).

Важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.

Ребенок еще не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия (на втором году жизни, правда, они не всегда выражают внутренние побуждения: ребенок импульсивен и делает то, что ему нравится).

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

В раннем и младшем возрастах всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета, а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой, в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, — очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго года жизни дети начинают повторять вслед за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика — сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.

Ребёнок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.

Планируя игры по ознакомлению детей с цветом, надо придерживаться принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.

Все занятия проводятся в игровой форме с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно переходят к более развёрнутым.

Готовя пособия к играм, надо опираться на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, потому малыши очень любят заниматься такими игрушками, и процесс усвоения материала идёт значительно быстрее.

Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет «грязным». При изготовлении дидактических пособий любой чистый цвет наносится на белую поверхность, только тогда весь спектр будет чистым и ясным, как радуга.

Подбирая дидактический материал надо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно- зеленым. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

С детьми можно поиграть, например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки — по местам».

Чтобы закрепить знания детей, можно пользоваться уже другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет предметов в комнате, на прогулке.

Убедившись, что дети могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, можно перейти к более сложному приему — показу предмета с называнием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжается использоваться. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке : красный — синий, синий — желтый, желтый — зеленый. И всегда брать предметы двух цветов, чтобы малыши могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.

На игру можно принести подставку с палочками красного цвета. Сначала применить первый прием: дети показывают красную палочку по образцу. Когда показали именно красные палочки, назвать цвет : «Красная палочка у меня». После этого спросить, какого цвета у ребёнка палочка. Выслушав ответы, предложить поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом каждый раз задавала одни и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку, «В какой стаканчик?».

Следующим этапом знакомство с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяются. Но уже без показа образца. К трем годам дети в основном усвоивают названия 6 основных цветов.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :

• дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

• группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,

величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше;

• соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,

фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);

• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,

имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п., в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка (с 2 лет - 2 лет 3 месяцев);

• обозначают различные предметы в соответствии сих

характерными сенсорными признаками : лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет);

• активно используют «опредмеченные» слова-названия для

обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев - 2 лет 6 месяцев);

• отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития

самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски- кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

• начинают активно пользоваться общепринятыми словами -

названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет).

Мир цвета сказочен не только для ребёнка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие даёт толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям весёлую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными руками.

Публикации по теме:

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом .

Индивидуальный подход к сенсорному воспитанию детей раннего возраста Индивидуальный подход к сенсорному воспитанию детей раннего возраста В настоящее время происходят.

Из опыта работы «Игры на восприятие цвета»Из опыта работы «Игры на восприятие цвета» В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Маша и медведь» Конспект занятия по НДО детей раннего возраста «Маша и медведь» Цель: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать.

Консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста Консультация для родителей: «рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста» Развитие органов чувств у детей.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Лэпбук по сенсорному воспитанию детей раннего возрастаЛэпбук по сенсорному воспитанию детей раннего возраста Лэпбук –дидактическое пособие игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста (представлений о цвете, форме, величине). Использование.

Опыт работы с детьми раннего возраста «Развитие мелкой моторики через пластилинографию»Опыт работы с детьми раннего возраста «Развитие мелкой моторики через пластилинографию» «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени». Эстер Селсдон Одной из главных.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста! Слайд-1 Учитывая важность сенсорного воспитания и предметно.

Восприятие цвета детьми раннего возрастаВосприятие цвета детьми раннего возраста Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через восприятие цвета
Опубликовано: 24 мая 2018 в 08:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста через восприятие цвета» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никитина (УИ 917689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД