Надежда Зонова
Адаптация детей раннего возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого ребенка в современном обществе приходит пора, когда нужно идти в детский сад. Детский сад для таких маленьких детей становится непростым испытанием. В 2-3 года малыш еще нуждается в маме ее окружении и еще не совсем готов к активной социализации, то есть вливанию в коллектив. В наш детский сад приходят дети с 1,5 лет в ясельную группу. В раннем возрасте малышей мамы сопровождают в детский сад. Общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно влиться в жизнь детского сада.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста, Опыт работы» размещена в разделах
Наиболее распространенная проблема в детских садах, в группах раннего возраста – это адаптация детей. В этой адаптации должны учувствовать все это и воспитатели группы, методист, заведующая детским садом, медицинский персонал, младшие воспитатели, родители.
Адаптация (от лат. adapto, приспособляю) — процесс приспособления к условиям внешней среды. Появление ребеночка в ясельной группе, это серьезное изменение в его жизни привычного и комфортного режима дня в доме.
Родители не всегда правильно соблюдают режим дня дома, поэтому в первую очередь они должны подстроится под режим детского сада, для того чтобы облегчить адаптацию своему ребенку (сон, кормление, прогулка, игры).
Дети ясельной группы очень пугаются перемещений по детскому саду. В детском саду много различных помещений. И чтобы отправиться в музыкальный зал из группы, нужно в первую очередь прогуляться несколько раз по оранжерее детского сада и посмотреть на птичек живущих там. Разыграть ситуацию «Кукла Маша идет знакомиться с птичками».
Многие детки, проходив неделю, а то и 2-3 дня заболевают, и возвращаются в детский сад спустя 2-3 недели. И что мы видим, опять все для них ново, снова адаптация. И снова стресс для детского организма. Разлука с мамой. И мы делаем все, для того чтобы ему было комфортно, чтобы малыш не скучал, чувствовал себя как дома.
Ребенок, впервые попав в детский сад, чувствует себя не уверенно, так как навыки самообслуживания не развиты. У него не получается держать ложку, в одевании испытывает затруднения, отсюда и слезы и плач. Наша задача научить и успокоить через потешки, игры, прибаутки, стихи. Да быть просто мамой. Обнять, приголубить, найти подход, успокоить и просто любить.
«Иди ко мне»
Ход игры.
Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.
Посмотрите на ботинки:
Настоящие картинки,
И шнурочки, хоть куда,
И начищены всегда.
Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую
Хождение на горшок еще один стресс для ребенка. Родители ленивы, не все конечно, но многие приводят в детский сад свое дитя в памперсе. И вот чужая тетя хочет усадить на горшок, мы для них отрицательные герои. Воспитатели в игровом уголке рассаживают кукол на горшки и обязательно рассказывают и играют (зачем же нужен этот горшок).
Организация детской деятельности благотворно влияет на адаптацию ребенка. Родители, покупая игрушки, дарят их детям. А зачем и для чего она нужна, не всегда объясняют. Воспитатели же целый день, не устают повторять, что для чего нужно. Одна и та же игрушка в разном возрасте может нести для ребенка разную информацию. В ясельках нужно много играть, в этот период задача воспитателя - ВЛЮБИТЬ В СЕБЯ ДЕТЕЙ.
Еще один важный момент. Чтобы помочь адаптироваться ребенку родители должны устраивать совместные прогулки во дворах, чтобы дети взаимодействовали друг с другом, общались, играли. Читайте им стихи про детский сад, учите их играть рядом, не мешая друг другу, проводите различные манипуляции с игрушками. Да просто играйте! Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.
В группу приходят разные дети, есть и такие которые не говорят. Очень трудно бывает сразу понять, что хочет малыш. Мы с ними играем в различные упражнения, которые способствуют укреплению мышц лица очень простые и увлекательные. Можно предложить ребенку подуть на листочек бумаги, перышко, ленточку, выдувать с ним мыльные пузыри. Предложить ему губную гармошку или дудочку. Поиграть и изобразить звук лошадиных копыт, вой сирены, мяуканье кошки. И каждый день мы учимся у таких детей, понимать их, помогать им, он учиться у нас, а мы у него. Каждый ребенок – особый, уникальный, и именно так к нему следует и относиться. Главное его любить всей душой, тогда ему будет интересно и охотно с тобой заниматься.
Помочь молодым родителям всегда рады, для этого в нашей группе организуются родительские собрания, круглые столы, папки-передвижки, консультации, клуб «Мамина школа», где мы их учим играя. Куклу в руки маме и папе одеваем и приговариваем: Какого цвета маечка, на какую ножку одеваем, а колготочки смотри в полосочку, при общении с ребенком постоянно должен быть диалог. Общаться, как можно больше общаться и все объяснять.
Детям в этом возрасте очень интересны игры с песком и водой, они действуют на них успокаивающе. Из влажного песка хорошо лепить куличики, домики для зверушек, рисовать. Игры с мыльными пузырями — эта забава очень привлекает детей. Эти игры весьма благотворно действуют на нервную систему, способствуют развитию ощущений, восприятия, мелкой моторики рук, мышления, речи и вообще просто доставляют удовольствие!
В нашем городе яслей не так уж много, а каждая мама хочет поскорее выйти на работу. Но количество детей в ясельной группе просто зашкаливает 30 списочных, а ходит постоянно 20 – 24 ребенка. И это зачастую очень большая нагрузка на воспитателя и помощника воспитателя. Государство, к сожалению, не замечает этой проблемы.
Опираясь на положения ФГОС ДО в группе должны быть правильно организованна развивающая среда. С точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.