Анастасия Значкова
Опыт работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в условиях группы казачьей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идея духовно-нравственного воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родине. Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Публикация «Опыт работы „Духовно — нравственное воспитание дошкольников в условиях группы казачьей направленности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Цель опыта работы : Заложить основы духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи опыта :
– Развивать у детей познавательную активность, любознательность, доброжелательность, эмоциональной отзывчивость.
- Способствовать развитию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
– Воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру, воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка я уделяю игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра - источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.
Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:
- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;
- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Что такое хорошо, что такое плохо» и др.
Особенность народных игр в том, что они, учат ребенка обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре малой Родины, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Перед проведением игры я стараюсь рассказать о культуре и быте казаков. Благодаря проведению таких игр, я наблюдаю, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей.
Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств ребёнка играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.
По результатам проведенного анкетирования выявилась проблема: родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, определила главную задачу: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах духовно - нравственного воспитания. Свою работу с родителями по теме духовно – нравственного воспитания я начала с проведения «круглого стола» и опроса родителей об их желании быть или не быть группе казачьей направленности. Мамы и папы наших воспитанников с пониманием отнеслись к предложению стать казачьей группой. Они охотно дали свое согласие на вступление ребят в казачата. Большим и главным мероприятием в жизни нашей группы было проведение праздника посвящение в казачата «Казачьему роду - нет переводу», дети с радостью, задором дети исполняли кубанские песни и пляски.
В непосредственно – образовательной деятельности " Кубань - уголок России", "Проводы казака на службу", "Традиционная казачья кухня", "Рождение ребенка в казачьей семье" и др. ребята узнают об истории развития казачества на Кубани, знакомятся с заповедями казаков, казачьими символами и традициями. Воспитание гордости за свою страну, проходит не только в образовательной деятельности, но и на прогулках, в режимных моментах.
Родители с большим энтузиазмом посещают и участвуют в праздниках, развлечениях «Казачьи потехи», «Веселые старты», «Наступили святки – веселись ребятки!», «День матери», «Осенний бал» и др. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т. к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.
В группе регулярно организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы. Выставки совместных работ : «Осенние фантазии», «Мастерицы!» ко дню Матери, «Елочка – красавица!» уже стали традиционными вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми, а также способствует активному включению родителей в процесс духовно - нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Активное участие родители принимали в реализации совместной проектной деятельности. Семейный экологический проект Артема Х. "Капля - рубль бережет!" стал призером краевого конкурса «Семейные экологические проекты» 2015 г. В преддверии годовщины Великой Победы активно участвовали в реализации проекта «Помню, горжусь!», в рамках проекта собраны фотоматериалы с рассказами детей о близких родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне; незабываемо прошли встречи с ветераном войны, воспитанники казачьей группы приняли активное участие в акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка». В рамках проекта «Родословная моей семьи» казачата с помощью родителей составили семейное «Родовое древо».
Ребята стали казачатами всего год назад, но я вижу результат проводимой работы. Они гордятся своей малой Родиной, своими земляками, хотят быть похожи на настоящих казаков. Совместная работа родителей и детей объединила семьи воспитанников. У детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории малой Родины, расширился кругозор, обогатился словарный запас.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.