Анна Геннадьевна Васильева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих чувства безграничной любви к Родине». В. А. Сухомлинский
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Дошкольный возраст - это важный период становления личности, когда закладывается предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, культуре, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, родного города.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, они формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И поэтому воспитание человека, как гражданина своей страны уже в дошкольном детстве, становится очень важным.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
В настоящее время дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, что порождает равнодушное отношение и к Родине и к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия. Родители недостаточно уделяют внимания нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье, зачастую не понимая и недооценивая его важность. Всё выше перечисленное убедило меня в актуальности работы по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к своей семье, родному городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
1. Воспитание у дошкольников любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице городу. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Расширение представлений воспитанников о родной земле, ее столице, городах; знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном.
3. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств по отношению к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России.
4. Воспитание у дошкольников толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому.
6. Ориентировать родителей воспитанников на гражданское воспитание детей в семье.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Формы работы:
занятия,
экскурсии,
просмотр фильмов,
игры,
беседы,
тематические вечера,
праздники и развлечения,
выставки,
стенды
Работа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.
Диагностика:
Диагностика проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Анализ знаний детей проводится в трёх направлениях:
1. Знания о семье.
2. Знания о родном городе, крае, стране.
3. Знания об окружающей среде.
Критерии оценки:
5–6 лет.
• Знать свой домашний адрес, название города, края.
• Иметь представление о символике города, края. Иметь представление о жизни и быте людей, населяющих родной город.
• Знать название близлежащих улиц. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
• Знать имена и профессии своих родителей.
• Знать правила поведения в природе.
• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
• Краткие сведения об истории города, края.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг Ленинградской области и своего города.
• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
• Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
• Иметь элементарные представления об охране природы.
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Список литературы
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1.
2. Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.
3. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.
4. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984.
5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
6. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.№ 7.
7. Гутникова Л. Спортивный праздник, посвященный Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4, День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5.
8. Долгополова Л. А. Воспитываем патриотов //Музыкальный руководитель С. 45.
9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М. : Сфера, 2007.
11. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6.
12. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.
18. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.
19. Музыкальный руководитель. – 2005. - № 2.
20. Соболева Г. Священная война. – В кн. : О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
21. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.
22. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005.
23. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.