Наталья Менщикова
Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. «Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов со взрослыми и сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Общество выбирает толерантность, как основополагающий принцип морали. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.
Публикация «Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Что же такое «толерантность»?
Толерантность, терпимость (рус.) - терпение, терпеливость, принятие. Добровольное перенесение страданий, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.
Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:
Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» одной из главных задач является «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Отечественные психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка.
Цель работы : воспитание толерантного отношения у детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве.
Задачи:
1. Изучение проблемы толерантности в отечественной и зарубежной литературе
2. Подбор диагностического материала по данной проблеме, проведение мониторинга и анализ результатов
3. Создание условий для воспитания толерантности, предполагающих создание атмосферы сотрудничества и поддержки у детей с ограниченными возможностями здоровья через разнообразные виды детской деятельности
4. Формирование основ эмпатийного поведения, как со стороны обычных сверстников и их родителей, так и со стороны самого ребенка с ОВЗ и его семьи.
Гипотеза:
Воспитание толерантности у детей с особыми образовательными потребностями совместно с типично развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той и другой категории воспитанников.
Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста (4 -7 лет) в период с сентября 2012 года по май 2015 на базе МБДОУ «Детский сад №87» г. Кургана. Выборка составила 18 детей из группы комбинированной направленности, из них 9 мальчиков и 9 девочек. В группе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (6 детей) и типично развивающиеся дети (12 детей).
Исследование проводилось в несколько этапов:
I. Диагностический (сентябрь 2012).
Совместно с педагогом – психологом проведен мониторинг развития толерантности у детей дошкольного возраста, который включает в себя изучение эмоционально – личностной сферы. Для этого были предложены анкета «Я и мир вокруг меня» (на развитие коммуникативно – поведенческой сферы, тестовая игра «Необитаемый остров» (на развитие личностной сферы, игра «Помощники» (на развитие эмоционально – волевой сферы). Методики и результаты мониторинга представлены в Приложении 1.
Результаты исследований показали, что высокий уровень сформированной толерантности у детей 4 – 5 лет составляет 32%, средний уровень – 38%, низкий – 30%.
По результатам мониторинга был сформулированы выводы:
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не умеют брать на себя функции организатора
Не умеют распределять обязанности,
Не проявляют умение выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить
Не способны оказать взаимопомощь, и обратиться в случае затруднения, за помощью к взрослому или сверстнику
Имеют низкую самооценку, высокий уровень тревожности
II. Практический этап (октябрь 2012 по март 2015 года)
Работа с детьми в атмосфере сотрудничества, толерантности и поддержки строилась по 3 направлениям:
Социализация:
• Развитие самостоятельности, через предоставление помощи;
• Обогащение коммуникативного и нравственного опыта детей дошкольного возраста;
• Развитие терпения, сочувствия, гуманности к детям с особыми образовательными потребностями;
Психологическая поддержка:
• Исключение чувства превосходства у типично развивающихся детей;
• Исключение комплекса неполноценности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Педагогическая помощь:
• Индивидуальное развитие каждого ребенка независимо от его потребностей;
• Активизация когнитивного развития у детей дошкольного возраста;
Для решения поставленных задач был разработано перспективное планирования клуба «Улыбка» по развитию толерантности у детей дошкольного возраста на каждый возрастной период (Приложение 2).
Реализация перспективного планирования осуществлялось по блокам:
1. Отношения со взрослыми. Организация и совершенствование работы в отношениях детей и взрослых, имеет важное значение в воспитании толерантности у детей. Конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Не менее важную роль имеет и семья. Прочная и дружная, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции – является основой для формирования навыков толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Сотрудничество с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка и взрослого.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и взрослыми проводится следующая работа :
Совместные мероприятия детей и взрослых – проведение праздников «Новый год», «День защитника отечества», «8 Марта», «Масленица», «1 Апреля» и т. д
Информационное сопровождение родителей – консультации для родителей «Что такое толерантность?», «Мир детский и мир взрослый»
Выполнение творческих семейных заданий. Фотовыставки «Мама – солнышко моё», «мой лучший папа», выставка «Снегуркин вернисаж» и т. д.
Школа для родителей «Знаю ли я своего ребенка?», «Родословная-история и образ семьи» (Приложение 3).
2. Отношения со сверстниками. В процессе общения со сверстниками ребенок осваивает определенные нормы поведения, которые в будущем позволят стать ему равноправным членом общества. Формируется адекватная самооценка, которая оказывает влияние на процесс приобретения социального опыта. При ежедневном общении детей друг с другом развивается самосознание и стимулируется успех в различных видах деятельности. Для эффективного достижения результатов применялись разнообразные методы и формы работы :
Создание предметно - пространственной развивающей среды с учетом современных требований.
Организованная образовательная деятельность 2 раза в месяц
Чтение литературных произведений, направленных на воспитание культуры толерантности, Татьяны Николаевны Лепихиной
Проведение сюжетно-ролевых, народных и хороводных игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; (Приложение 4)
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие чувства близости с другими детьми «Дотронься…», «Слепец и поводырь» и т. д, направленные на проявление чувства милосердия и сострадания «Солнышко милосердия», «Ладонь в ладонь», игры с парашютом
Организация художественно – продуктивной деятельности: рисование, аппликация.
Утро радостных встреч (Приложение 5)
3. Отношения в социуме. Общение детей в социуме способствует формированию модели поведения в обществе. У детей формируются навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с людьми разных культур. Были проведены мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями. Это экскурсии в библиотеку им. Шолохова, в Краеведческий музей, целевые прогулки к Вечному Огню. Для поддержания преемственности работы со школой прошло целевое посещение МАУ «Гимназии №30», ГКСОУ «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VI вида»
III. Итоговый этап (апрель – май 2015)
Итоговые результаты мониторинга показали: высокий уровень – 52%, средний – 39%, низкий – 9%. Дети стали охотнее обсуждать значение толерантных поступков, стремятся реализовать полученные знания и представления о толерантности, более терпимы друг к другу, такие нравственные черты, как сопереживание, уступчивость, сострадание, стали чаще проявляться в их отношениях. Ребята научились правильно оценивать свои поступки и поведение сверстников. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с типично развивающимися сверстниками дает положительный эффект отношений личностного развития и социализации и той и другой категории воспитанников.