Ирина Путивцова
Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый специалист, работающий с детьми с ОНР, знает ее неоценимое значение.
Умело организованная предметно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.
Публикация «Опыт работы „Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Практическая значимость моей работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы.
Цель моей работы: разработать модель такой развивающей предметно - пространственной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия ФГОС ДО.
Задачи: - изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды;
- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
При построении развивающей среды в нашей группе, которую посещают дети с задержкой речевого развития, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость - закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности.
Предметно-развивающая среда, созданная в нашей группе динамична, педагогически целесообразна, создает комфортную обстановку, способствует эмоциональному благополучию детей.
В группе создан театрально-музыкальный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.
Здесь имеются куклы для настольного и пальчикового театров, шапочки-маски, элементы костюмов, ширмы для кукольных театров. Имеются записи музыкальных и литературных произведений, голосов животных и птиц, театральных шумов.
Далее я работала над книжным уголком — ведь это необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Что же мы помещаем в книжный уголок?
- Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, выставляем книги, которыми интересуются дети.
- Познавательная и детская энциклопедическая литература.
- Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.
- Детские журналы.
- Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе.
- Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.
- Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.
- Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.
- Наборы открыток (тематические, сюжетные).
- Настольно-печатные, речевые игры.
Отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка является:
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Теоретический материал нашего физкультурного уголка. - это
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок;
- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения;
Практический игровой физкультурный материал и оборудование:
- материал для подвижных игр;
- дидактические игры о спорте;
- пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.
- пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.
- пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.
Уголок природы,
который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводим в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой и Санитарными Правилами и Нормами.
Что мы помещаем в наш уголок природы:
- Муляжи овощей и фруктов.
- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. А также пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки).
- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?», лото и многое другое.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей.
В связи с этим мы оформили центр «Будем говорить правильно», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.
Здесь мы собрали разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Таким образом, предметно-развивающая среда нашей группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевым дефектом ребёнка.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.