Алёна Мясникова
Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
«Ум ребёнка - на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и всех детей.
Публикация «Опыт работы на тему „Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребёнка получить изображение близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформулируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование в рисовании нетрадиционных техник рисования позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.
Актуальность.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Во время занятия изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна.
Из опыта работы.
Осознав важность вышеизложенного, я определила тему своей работы «Нетрадиционные техники как средство развития творческих способностей дошкольников».
Мною была поставлена цель: Способствовать развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования; формировать уверенность в себе, в своих способностях, целенаправленности деятельности.
Задачи:
- Познакомить с разными техниками рисования;
-Способствовать развитию интереса к рисованию;
- Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для рисования, рассматривание картинок в книжках - потешках);
-Способствовать развитию мелкой моторики рук, творческих способностей.
Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа:
1этап: Аналитико-диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.
2 этап: Практический. Организовано введение в образовательную деятельность с детьми новых форм и техник работы.
3 этап: Аналитико-обобщающий. Подведение итогов: пополнение пособий по теме, разработка рекомендаций работы с детьми, обобщение опыта.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, или не получится. Особенно это заметно в младшей группе, где навыки рисования у них ещё слабо развиты. Им не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Перед началом исследования я провела небольшую диагностическую работу, с помощью цветового теста эмоциональных состояний (Приложение №1, определила настроение детей во время НОД по рисованию. (В исследовании принимало участие 25 детей). Картина была не утешительная: 13 из 25 детей чувствовали себя не комфортно на занятиях рисования, кому-то из них не нравилось, что с ними происходит на занятии, кто-то вел себя пассивно, им было скучно. Затем я провела небольшое тестирование (Приложение №2, по его результатам было видно: только 8 детей умеют правильно держать карандаш; 5 детей различают цвета; всего 4 ребенка пытаются раскрашивать раскраски, не выходя за линию рисунка.
Для того, чтобы хоть как-то добиться обратного, мною была проделана следующая работа :
1)Внимательно изучила и проанализировала литературу по данной теме;
2)Оформила выставку материалов, которые могут использоваться при рисовании (пробки, листья, нитки, скомканная бумага, ватные палочки, различные трафареты, вырезанные из картофеля фигуры и многое другое);
3)Создала условия для самостоятельной художественной деятельности детей (выложила книги с картинками, раскраски, альбомы, карандаши, восковые мелки);
4)Включила в НОД нетрадиционные техники рисования;
Знакомство с нетрадиционными техниками проводилось в 1 младшей группе, поэтому я подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (пробкой, кубик, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, оттиск печатками картофеля (Описание этих и других техник можно посмотреть в приложении №3).
Первая тема занятия с использованием нетрадиционной техники была «Ягодки для мишки». Не смотря на необычное начало работы - применение игрового момента, во время начала рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но, после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги, в глазах появились искорки и Катя вскрикнула - «У меня получилось!», Матвей сказал – «Я нарисовал ягодки!». Рисование пальчиком - самая простая техника, но сколько восторга в глазах малышей!
Не меньше радости было на лицах детей во время рисования лучиков солнышку ладошками. С каким удовольствием они мазюкали ладошку краской!
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платочки и др. Ребёнок опускает печатку в мисочку с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Мы рисовали : «Воздушные шары», «Весёлая гусеница», «Яблоки», «Шары для ёлочки».
Знакомила детей с техникой «Тычок жёсткой полусухой кистью». Эта техника используется, когда нам надо нарисовать что-то пушистое или колючее. У нас получился замечательный цыплёнок!
При помощи ватных палочек мы нарисовали осенние листочки на дереве.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу самовыражения.
Проведение НОД с использованием нетрадиционным техник рисования :
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в себе, в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разными материалами;
Развивает мелкую моторику рук, чувство композиции, цветовосприятия, воображения, полёт фантазии, творческие способности;
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Успех обучения нетрадиционными техниками во многом зависит от того, какие методы и приёмы используются, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества.
Я включала в НОД игры «Сложи картинку из геометрических фигур», «Самое весёлое», «Необычные кляксы», «Удивительные ладошки», «Силуэт фигуры», «Добрые - злые» (Приложение №4).
Работая с ребёнком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Я придаю больное значение общению с родителями: провожу консультации, анкетирование, беседы по данной теме. Родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в ДОУ.
Заключение.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Рисование нетрадиционными техниками - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет, восхищает детей.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Опыт работы показал, что овладения нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию (Приложение №1). Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться.