Получи документы

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии

Елена Шматко
Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от восприятия и мышления ребёнка.

Есть два типа конструирования :

техническое и художественное.

К техническому конструированию относятся :

Конструирование из строительного материала;

• Из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

Публикация «Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии» размещена в разделах

• Из крупного конструктора и модулей.

Я подробнее расскажу о конструировании из строительного материала.

Свою работу я разделила на

Два этапа конструирования :

• Этап замысла, где отражается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения;

• Этап практической реализации.

Эти два этапа находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию детей.

В своей работе я использую основные

Приёмы обучения конструированию :

• Показ приёмов изготовления конструкции.

-На первом этапе обучения, начиная со старшей группы, я использую алгоритм – графический показ последовательности постройки. Вначале – это полный алгоритм, в дальнейшем – частичный: первый этап и последний. Всё зависит от сложности постройки. А в подготовительной группе можно использовать алгоритм в анализе детьми своей постройки.

• Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приёмов работы.

• Показ отдельных приёмов конструирования или технических приёмов работы, которыми ребёнок овладел для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.

( Например: в постройке моста – как сделать мостовое полотно на высоких устоях.)

• Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.

- При этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно ещё овладеть.

- Элементы анализа и контроля имеют место в ходе выполнения детьми работы или по окончанию той или иной операции.

В своей работе я использую следующие

Виды конструирования :

Конструирование по образцу

Использование образцов – это первый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой воспроизведения построек.

Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.

Обследование образцов помогает детям овладеть обобщённым способам анализа (образцом является конструктивная модель, т. е. постройка или фотография).

Конструирование по модели :

является особым видом конструирования по образцу.

Оказывает положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления.

Детям в качестве образца предъявляется модель, в которой очертание отдельных составляющих скрыто от ребёнка.

Детям предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

1. Плоскостное моделирование.

Дети выкладывают модель на плоскости из геометрических фигур, а затем по своей модели строят постройку.

2. Чертёж (расчленённый и нерасчленённый)

Детям легче построить по чертежу, чем придумать плоскостную модель.

В расчленённом чертеже детали прорисованы, в нерасчленённом - детали неизвестны. Здесь больше возможностей заменить детали, и больше вариантов постройки.

Конструирование по условиям – это преобразование образца или конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция.

Способствует развитию творческих способностей.

Задачи выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов решения их не даётся.

Дети должны иметь определё нный опыт: обобщённое представление о конструируемых объектах.

Условия выдвигаются игрой или воспитателем ( например: «Построй пароход так, чтобы в нём могли разместиться команда и пассажиры).

Конструирование по замыслу :

Обладает большими возможностями для творчества дошкольников, для проявления их самостоятельности; ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать.

Самый трудный вид конструирования для ребёнка, так как у ребёнка замыслы неустойчивы, часто меняются в процессе их осуществления.

Дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее.

Так как у детей ещё мало опыта, задания следует давать только после тщательной предварительной подготовки. Хоть я и даю конструирование по замыслу, но определяю в теме.

Конструирование по теме :

Цель: актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Распространенная форма конструирования.

Замысел ограничивается определённой темой.

Дети сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы их выполнения, материалы.

Система занятий:

1 БЛОК – тема «Здания»

(старшая группа – 3 занятия,

подготовительная к школе – 5-6 занятий)

2 БЛОК – тема «Транспорт»

(старшая группа – 7 занятий,

подготовительная к школе – 4-5 занятий)

3 БЛОК – тема «Мосты»

(старшая группа – 4 занятия,

подготовительная к школе – 4 занятия)

Каждый блок посвящён определённой теме. В старшей группе уделяется больше времени второму блоку – теме «Транспорт» : машины (в основном грузовики, водный – пароходы, воздушный – самолёты. В подготовительной к школе группе больше времени уделяется первому блоку – теме «Здания», где дети знакомятся с различными видами архитектуры.

Структура занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа (самый важный этап занятия).

3. Физ. минутка (гимнастика для глаз).

4. Самостоятельная работа.

5. Анализ, оценка работ.

Результативность работы показывает диагностика. Важным в диагностике – конструкторское мышление, которое рассматривалось, как умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей, умение мысленно расчленять его и собирать.

Поэтому для диагностики я вычленяла необходимые конструкторские умения :

• Умение узнать и выделить объект (видеть существенное);

• Умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить при помощи чертежа, рисунка, схемы;

• Умение расчленять, выделять основные части (анализировать);

• Умение видоизменить и преобразовать по заданным параметрам;

• умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.

Начальная диагностика в старшей группе показала, что у детей недостаточная сформированность конструкторских умений. Затруднения и ошибки детей при воспроизведении конструкции свидетельствуют о незрелости восприятия, фрагментарности представлений, недостаточно развитом образном мышлении, неумении детей правильно организовывать процесс восприятия (наблюдать, анализировать, выделять главное, устанавливать существующие связи, а именно развитие этих навыков и умений является необходимым условием для развития творческих способностей у детей.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития творческих способностей детейПластилинография как средство развития творческих способностей детей Пластилинография это один из нетрадиционных видов в изобразительной деятельности детей в детском саду, который развивает творческие способности.

Тестопластика как средство развития творческих способностей детейТестопластика как средство развития творческих способностей детей «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей». Техника «Тестопластика» - лепим из теста, способна увести.

Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Сл. 2 Дизайн - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Свое выступление мне хотелось бы начать со слов.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детейДекоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей.

Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей» Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся.

Кукольный театр как средство развития творческих способностей дошкольников Театр кукол! Как много он для сердца значит, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Кукла может все или почти все. Она творит: веселит,.

Оригами как мощное средство развития творческих способностей дошкольников Техника оригами является гибким материалом для интеграции всех образовательных областей (в соответствии с ФГОС ДО). Это дает положительные.

Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» Творческое название: «Пластилиновые фантазии» Эпиграф: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников» «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Тестопластика как средство развития творческих способностей у воспитанников дома ребёнка Соавтор: Туебаева Марта Мирзояновна, воспитатель ГКУЗ АО СДР "Звёздочка" Каждый ребёнок по своей сути – творец. Будь то ребёнок из обычной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
Опубликовано: 12 июля 2015 в 09:28
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шматко (УИ 354698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД