Инна Кузьмина
Самоанализ деятельности по теме «Технология тестопластики как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание уделяется развитию личности, творческих способностей детей, в разных областях.
Конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества.
Публикация «Самоанализ деятельности по теме „Технология тестопластики как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Из практических наблюдений за детьми своей группы можно отметить, что воспитанники открывают для себя волшебную силу искусства и стремятся выразить их в собственном «творческом продукте», а именно через лепку, но традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые материалы.
Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Необычность материала будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. А выбрать подходящий материал мне помогли дети - это тесто (мягкое, эластичное, экологически безопасное). На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, моя же задача заключается в том, чтобы предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого потенциала.
Выше перечисленные факты помогли определить цель моей деятельности : развитие у дошкольников творческих способностей через технологию – тестопластики.
Исходя из этого, определила комплекс задач:
1. Совершенствовать систему работы через внедрение в образовательный процесс технологии тестопластика.
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к творчеству из солёного теста, соблюдению правил безопасной работы с соленым тестом.
3. Сформировать умения детей самостоятельно находить возможные варианты работы с соленым тестом.
4. Повысить уровень активности и самостоятельности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию творческих способностей и применение их на практике.
[/i]В первую очередь изучила и провела анализ программ, методической литературы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. и поставила их в основу педагогической деятельности.
Инновационным подходом в организации образовательного процесса считаю проектную деятельность, так как проект позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей. В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат.
Учитывая возрастные особенности детей, разработала проект «Чудеса из соленого теста». В проекте выделяю несколько блоков: «Путешествие в страну Тестопландию начинается», «Увлекательная тестопластика», «Мы – фантазеры».
Например, в блоке: «Путешествие в страну Тестопландию начинается», знакомила дошкольников с особенностями лепки из соленого теста, его возможностями, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями, старалась раскрепостить детей, в работе с новым материалом.
В данном блоке воспитанникам предлагала задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности : сочини, придумай, измени. Часть занятий была отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста, например, (овощи, фрукты, грибы и ягоды и т. д., а затем с воспитанниками знакомились с правилами росписи готовых изделий. Отрабатывала с детьми знакомые способы и приемы лепки из соленого теста, и знакомила с новыми например, лепка на форме, на основе, оформление и декорирование (использование отпечатков фигурных макаронных изделий, пуговиц и т. д.).
Не маловажное значение в данном блоке имеют беседы по сказкам, например, русская народная сказка «Колобок», М. Глинская «Хлеб», Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб», и др. Через беседы по сказкам старалась развивать в детях ответственность и понимание значения правильного обращения с хлебом и хлебобулочными изделиями, к уважению людей профессии – пекаря, уважать его труд. И первыми творческими поделками на данном этапе стали (крендельки, булочки, баранки).
В развитии способностей детей изменять и преобразовывать свои поделки, создавать выразительные образы, самостоятельно выбирать инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки помог блок «Увлекательная тестопластика». Большое внимание уделялось детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Работу строила на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку, шаблону. Например: работа по схемам «Приготовь печенье», «Торт», «Пирог» и др. Дети умело декорировали свои работы вспомогательными элементами (цветочки, бусинки, паетки, семечки: арбузные, тыквенные, абрикосовые и др.)
Наиболее эффективными приемами обучения в данном блоке было создание игровых ситуаций, внезапное появление объектов и игрушек, обыгрывание изображений. Полюбившимися играми для детей стали "Змея" (воспитанники раскатывали из яркого цветного теста длинные и тонкие валики, заостряли кончик валика для создания хвостика змейки, а другую часть валика сплющивали получалась голова. Дети могли видоизменять с помощью стеки особенности поверхности образа змеи — прорезать штрихами «чешуйки», нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий, а далее процесс обыгрывания. Озвучивали, как шипит змея, имитировали движение змии, рассказывали об ее жизни. Похожая игра "Самолет».
Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей и третий блок «Мы – фантазеры» направлен на работу с родителями. Совместно с родителями изучили методическую литературу по данной теме, подобрали соответствующий иллюстративно – художественный материал, подготовили презентации, коллажи, оформили фото – альбом «Художественно – продуктивная деятельность», а также родители совместно с детьми выполняли творческие работы к конкурсам разного уровня.