Приложение МААМ

Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников»

Снежана Солодченко
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить участников с нетрадиционными приёмами и методами использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

• Представить участникам мастер-класса приёмы и методы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.

Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах

• Показать педагогам важность и целесообразность развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста нетрадиционными приёмами и методами.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, ритмо-палочки, детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей) по использованию различных приёмов и методов развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Участники: мастер – класс предлагается для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.

Структура мастер - класса:

• Вступительное слово по теме.

• Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приёмов развития чувства ритма.

• Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующий развитию у детей чувства ритма.

Ход мероприятия:

Каждый ребёнок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нём навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувства гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение – это синтез музыки и движения, где первоосновной является музыка. Чем раньше ребёнок воспримет гамму разнообразных впечатлений чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, жестом, словом.

Давайте начнём наше занятие с игры - упражнения, которое вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Музыкальный руководитель: Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания! Я мастер – класс сегодня покажу, много интересного, поверьте, расскажу. Дети любят эти упражнения. Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, жёлтые, синие…и т. д.

1. Песня танец, марш. (Участвуют красные нотки)

Музыкальный руководитель: Всю музыку можно разделить на три вида: песня, танец, марш. Это основные жанры музыки.

• Игра «Жанры» (метод переинтонирования)

Звучит русская народная мелодия «Как под горкой под горой». Участники с красными нотками на деревянных палочках аккомпанируют в жанре песни, танца или марша (в зависимости от звучания фонограммы).

Такое упражнение развивает музыкальное мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «Зайчики». (Участники с оранжевыми нотками).

Музыкальный руководитель: Развитию координации движений и чувства ритма способствует упражнение «Зазвучавшие жесты».

Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочерёдно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой.

В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно. Развивается координация движений.

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов).

Музыкальный руководитель:

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас, друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь».

«Ночь»

- Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещотка).

- Подпевали половицы: «Нам не спится, нам не спится!»(кастаньеты)

-Ставни чёрные дрожали и окошки дребезжали (звенит колокольчик).

- И забравшись в уголок, печке песню спел сверчок (свистулька).

Музыкальный руководитель:

Совершенствование навыков, приобретённых в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, способствует развитию чувство ансамбля, дети учатся подбирать к тексту звучание инструментов по тембрам, а это уже элементы творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом можно заменить самостоятельно изготовленными шумовыми и ударными музыкальными инструментами.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки).

Упражнение «Испорченная пластинка».

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.

Выделенная строка поется вслух, а не выделенная про себя.

В траве сидел кузнечик (вслух,

В траве сидел кузнечик (про себя,

Совсем как огуречик (вслух,

Зелененький он был (про себя).

Представьте себе, представьте себе (вслух)

Совсем как огуречик (про себя)

Представьте себе, представьте себе (вслух)

Зелененький он был (про себя).

5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками).

Упражнение «Сказочные человечки».

Изображая, участники игры двигаются ритмично под музыку:

а) как Буратино двигают руками, – на шарнирах;

б) человечков стеклянных – идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков – расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) чугунных человечков, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Музыкальный руководитель:

Игротренинги – помимо широкого спектра развивающихся задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релаксация (упражнение для синих ноток).

Музыкальный руководитель: Представьте кукол, что к каждому их суставчику привязана нить. Сначала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они спокойно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» нити от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» либо совсем расслабилась, либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Упражнение «Куклы-марионетки».

Музыкальный руководитель: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия – большое удовольствие для малыша.

Музыкальный руководитель: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Что я вам прочла? (скороговорка). А что такое скороговорка? (ответы). А какие вы знаете скороговорки? (читают). Скороговорки, в основном, состоят из нескольких слов, предложений. А есть скороговорки из двух слов. Как вы думаете, легко ли их произнести? Предлагаю для разминки проговорить всего два слова: «Пароль - орел».

Игры со скороговорками могут быть предложены детям в разных вариантах. И вы сейчас в этом сами убедитесь. Скороговорки можно разучивать в движении, в различными интонациями, с мячом или со скакалкой. (выходят участники с фиолетовыми нотками).

7. Игра – скороговорка. Трое трубачей трубят в трубы. Ударять, по очереди, каждым пальчиком по столу или по коленям, сопровождая движения пальцев ритмичным послоговым проговариванием скороговорки.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноженьки оттопали.

Встаем все в один ряд. В медленном темпе читаем скороговорку и выполняем небольшие шаги вперед, возвращаемся в исходное положение и постепенно убыстряем темп.

Играть на барабане и ритмически проговаривать скороговорку. Использование интонации в процессе исполнения, помогает развитию интереса к данному виду деятельности.

Белые бараны били в барабаны.

Без разбора били, лбы себе разбили.

Такие игры развивают следующие процессы: музыкальную память, мышление, воображение, логику.

8. Танцтерапия.

Музыкальный руководитель:

Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю всех участников исполнить ритмическую детскую песню с движением.

«Помогатор» из м/ф «Фиксики»

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.

9. Музыкальный руководитель: Большой интерес у детей вызывает игра – хоровод на закрепление и автоматизацию звуков, например:

Встали дети в хоровод

И пошел кружить народ.

Где же звук, определите

И движеньем покажите.

• Игра – хоровод.

• Под музыку я произношу слова со звуком «х»: если этот звук стоит в начале слова, то мы идем хороводным шагом по кругу; если в середине слова, то мы сходимся к центру круга; если в конце слова – расходимся.

Слова: халва, хвастун, ухо, мех, хвоя, муха, хоровод, сухари, пух, холод, ход, сахар, хлопушка, хулиган, петух, выход, стих, художник, лопух, хитрец, горох, птаха, хамелеон, пастух, хозяйка.

Рефлексия

Музыкальный руководитель: Не секрет для всех нас, что музыкальное занятие является одним из самых любимых у детей всех возрастов. Именно на них они раскрепощаются, раскрывают свой творческий потенциал, свободно двигаются. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Наша память сохраняет из 100% информации:

10% из ста того, что мы слышим;

50% из ста того, что мы видим;

90% из ста того, что мы делаем.

Просто, необходимо в процесс освоения музыкального языка, ввести действие.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Методы и приемы формирования интереса дошкольников 6–7 лет к художественной литературе и чтению книг Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка.

«Методы и приемы развития связной речи» (из опыта работы) Информация из опыта работы на тему: «Методы и приемы связной речи» Приемы обучения связной речи МБДОУ д/с-к/в № 3: 1. Используем беседы.

Мастер-класс для воспитателей «Приемы и методы развития умений в работе с цветом в процессе изобразительной деятельности» «Приемы и методы развития умений в работе с цветом в процессе изобразительной деятельности» Глаз человека способен различать не только.

Методы и приемы креативного речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ Задачи: 1. способствовать развитию качеств креативного мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления); 2. повысить мотивацию детей.

Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников Музыкально-дидактические игры и пособия являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке. Посредством музыкально – дидактических.

Педагогические принципы, методы и приёмы развития певческих навыков у старших дошкольников в ДОУ на музыкальных занятиях Введение. Пение - основной вид музыкальной деятельности. Песня учит и воспитывает человека. Музыкально - педагогическая деятельность в детском.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики» О том, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, мы с Вами уже знаем. Сколько научных работ посвящено этой теме. Даже.

Тест для педагогов «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» Уважаемый коллега, напротив каждого утверждения поставь соответствующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников»
Опубликовано: 16 января 2016 в 17:42
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Солодченко (УИ 406588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД