Ольга Шабанова
Опыт работы формированию у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : Формирование у детей младшего дошкольного возраста экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно – экспериментальную деятельность.
Предварительная работа
Первоначально мной была проанализирована литература по данной теме, познакомилась с опытом работы других детских садов. Поставила перед собой цель и ряд задач.
Публикация «Опыт работы формированию у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой через экспериментирование» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
Формировать у детей понятие о живой и неживой природы.
Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально - исследовательского направления.
Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Разработать дидактическое и методическое обеспечение для экспериментальной деятельности.
Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром.
Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально-положительное, бережное отношение к объектам окружающей природы.
Практическая часть.
Работа по формированию начал экологической культуры осуществляется по следующим направлениям :
Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов).
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие с семьей (оформление стенда для родителей по данной теме)
В своей работе я использовала различные методы: наблюдения, беседы, игры.
Совместно с детьми в уголке природы ухаживали за растущими растениями (полив растений, дети наблюдали, как воспитатель протирал широколистные листочки, рыхлит в цветах землю. С детьми производилась посадка лука, гороха («Огород на окне»). Выясняли с детьми, какие условия необходимы для роста растений (вода, свет).
На прогулке в разное время года, дети учились различать наиболее характерное состояние погоды: тепло, холодно, идут дожди. Чтобы дети лучше усвоили это, наблюдения связывала с непосредственным опытом : тепло – снимаем куртки; холодно одеваем теплую одежду. Дети учились различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов. С этой целью проводились упражнение: «Бежим к дереву, бежим к кусту». Проводились подвижные игры «Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу», «Ловишки».
Осенью, дети учились различать растения в цветнике. Обращала внимание детей на их разнообразную окраску, разную высоту, величину соцветий: флоксы – высокие, белые, розовые, а бархатцы – низкие, желтые, оранжевые. У всех цветов есть листья, они зеленые. Есть листья большие, есть маленькие, круглые, короткие. Сравнили цветы между собой поиграли в подвижные игры «Найди свой цвет», «Найди такой же», провели эксперимент «что делают цветы ночью». Собрали листочки от цветов для поделок и для гербария. Наблюдение имело очень положительный отклик у детей, они с заботой и любовью относились к цветам.
На прогулке дети часто видели птиц. Внимание к наблюдению за птицами лучше привлекалось, давая им корм. В процессе кормления дети видели разных птиц: воробья, голубя. Дети находили сходства и различия этих птиц, наблюдая за ними.
Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голубь больше воробья, ходят. Воробьи и голуби клюют зерна, хлебные крошки. Мною было проведено занятие «Зимующие птицы», задачи были следующие: расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их. Дети слушали голоса разных птиц, узнавали название птиц, выполняли дыхательное упражнения «Чье перышко выше». В конце занятия дети вместе с воспитателем оправились на прогулку, где покормили птиц. И уже на прогулке было видно, что дети поставленными задачами справились и ориентируются, находят сороку, ворону, голубей, рассказывают каким они цветом, как кричат, чем питаются (зернышки, семечки, пшеницу).
С детьми проводила опыты «Волшебная водичка», были поставлены следующие задачи:
Обучать детей проводить несложные опыты с водой, правильно обозначать ее словами; развивать тактильные ощущения детей; закрепить знания о том, что вода на морозе превращается в лед, а в тепле тает и становится водой; уточнить признаки воды и ее значение.
Таким образом, подводя итог занятия, я увидела следующие, дети знают, что вода есть почти везде, знают, что вода замораживается, а в тепле приобретает свою жидкую форму. Я считаю, что с поставленными мною задачами дети справились.
Опыты с песком.
Через опытническую деятельность знакомила детей со свойствами песка. Обратила внимание детей на свойство сухого песка (сыплется, не марается)
Играли в «Прятки» с песком, зарывая (доставая) игрушки в сухом песке, и пряча игрушки погружая их песок. Дети просеивали песок от бусин через сито.
Проводил опыт «Чудесные превращения песка»
Цель учить детей поливать сухой песок из лейки. Развивать умение замечать изменения происходящие с песком (Цвет, состояние).
Знакомила детей со свойствами влажного песка, лепили из него.
Зимой, во время прогулки, дети наблюдали за свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить. Деревья стоят голые, кустарники покрыты снегом.
Весной проводились наблюдения за растениями. В начале, обращала внимание на зеленую траву, затем на листву деревьев и кустарники. Рассматривание первых цветущих растений: мать и мачеху. Понаблюдав за этим красивым цветком, была проведена беседа «почему этот цветок называют так». Узнали, что мать и мачеха помогает от кашля. Поиграли в игру «Найди и назови такой же цветок».
В конце мая цветут одуванчики. Было прочитано стихотворение про одуванчик. Рассмотрели с детьми строение одуванчика (есть ствол, длинный листок, и красивый желтый цветок, который постепенно превращается в белый пушистый шар на которое можно подуть и его парашутики разлетятся во все стороны) Рассказала детям о примете, если одуванчики закрываются днем – перед дождем. Так же дети узнали, что одуванчик лекарственное растение – его можно употреблять тому кто плохо ест, укрепляет зубы и кости, из него можно приготовить салат.
А как только потеплеет и просохнет земля, появляются насекомые. Наблюдая, дети пришли к выводу, что насекомые разные по внешнему виду, по цвету, величине, некоторые (ползают жук (муравей, бабочка летает, порхает). Так же весной на участок прилетают птицы – грачи, скворцы, которые поселяются в гнезда и выводят там птенцов. Воробьи звонко чирикают, купаются в лужах.
В летнее время наблюдали за состоянием погоды, определяли признаки погоды: «Почему вы разделись (сняли платья? Как ты узнал, что сегодня жарко? Почему нагрелась скамейка (песок?.
Во время экологической беседы стараюсь не только давать обширную информацию об окружающем мире, но и стимулирую интерес к экологической культуре. Так же во время бесед задаю детям наводящие и провоцирующие вопросы, такие как «Как называются животные, которые живут в лесу?», «Что будет, если не поливать растения». Темы бесед разнообразны: «Дикие животные», «Цветы», «Птицы наши друзья».
Экологические игры - одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. В процессе которых, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, животных, растениях. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению играть вместе. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать «Можно нельзя», «Животные», «Растения» и тд. Во время игр развиваем познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В ходе определенных игр, путем наблюдения, оцениваем умения детей использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Чтение художественной и познавательной литературы, экологических сказок путем показа и чтения помогло детям лучше запомнить и понять о чем идет речь («Осень» К. Бальмонт; «Сказки о цветах и деревьях», «Как мы зоосад приехали» Б. Жидков. Особой популярностью у детей пользуется экологические сказки, такие как «Путешествие капли», «Одуванчик», «В гостях у дедушки». Все это способствовало расширению кругозора детей. Не уводя детей от сказки, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, дети приобретали реалистические представления о необходимости осознанного отношения к природе.
Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-пространственную развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Для закрепления пройденного материала детям были созданы тематические альбомы:
«Времена года», «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Цветы», «Правила поведения на природе».
Так же были добавлены в среду макеты: «В деревне», «Животные», «Аквариум», «Птичий двор».
Все это дает детям самостоятельно обследовать животных, рассмотреть картинки с животными, растения, растущие на нашей территории, увидеть строение цветка (дерева, закрепить правила поведение в природе.
В центрах были размещены экологические игры : «Кто, где живет», «Угадай, где что растет», «Что мы делали сначала, что потом») (уход за комнатными растениями, «Кто, чем питается», Времена года», и т д.
Во время игр у ребенка развивается познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же правильное поведение в природе.
Взаимодействие с семьей
Так же внимание уделяла работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.
Оформление уголка для родителей «Воспитываем любовь к природе»
• предложила родителям сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми
• организовала выставку работ по теме : «Поделки из природного материала»
.
В результате проведенной работы у детей повысился интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Знают и называют некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляют бережное отношение к природе.