Ирина Полетаева
Опыт работы «Знакомим детей с их правами через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является одним из эффективных способов формирования основ правовой культуры и правового сознания дошкольников Игра даёт возможность дошкольникам закрепить, уточнить, расширить свой социальный опыт.
С целью ознакомления детей 4-5 лет с понятием «право на имя», были проведены игры: «Чем мы прекрасны?» (цель - дать представления детям о том, что каждый человек уникален, индивидуален, неповторим, имеет право на имя, «Какого цвета имя?» (цель - формирование представлений детей о том, что каждый человек имеет право на имя, «Волшебная тайна» (цель - подвести детей к гармонизации осознания имени). Данные дидактические игры способствовали также воспитанию положительного отношения детей друг к другу и окружающим.
Публикация «Опыт работы „Знакомим детей с их правами через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям. В своей работе с дошкольниками 4-5 лет педагог использовала такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки»…
Детям очень нравились игры-путешествия к сказочным героям: Орлу Зоркий глаз, Слонихе Чуткие уши, Бегемотику Вкусноежке, Обезьянке Любопытные руки и Собаке Острый нюх, где на основе полученных ощущений, восприятий, у детей формировалось свое отношение к окружающему миру. В этих играх детям предоставлялась возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность посмотреть на себя со стороны, узнать о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.
Знакомству детей с правом на семью способствовала игра «Семья» (цель - формирование у детей представлений о том, что каждый человек имеет право жить в семье).
В игре «Семья» у детей формировались представления о том, что у каждого в семье есть свои обязанности. Кроме этого в данной игре у детей закреплялись знания об особенностях поведения мужчин и женщин в обществе и семье, воспитывались такие качества, как уважительное отношение мальчиков к девочкам. Также развивались представления о том, что каждый человек имеет право участвовать в совместных семейных делах. В игре у детей воспитывалось уважительное отношение и добрые чувства к членам семьи.
Дидактическая игра «Сказка на новый лад» знакомила дошкольников с понятием, что каждый имеет право на дом (жилище) и никто не имеет право вторгаться в жилище без согласия хозяев.
Правилом игры было : назвать сказку и сказать, кто нарушает право на жилище. Детям захотелось придумывать другой конец к сказке «Теремок». Каждый из детей предложил свой вариант. Например: «медведь не раздавил теремок, а предложил всем жильцам сделать теремок больше, перестроить его».
С детьми 4-5 лет воспитателем была организована и поведена игра «Мой любимый детский сад». Дидактической задачей данной игры было формирование представлений о том, что все дети имеют право посещать детский сад и взрослые разных профессий трудятся для того, чтобы детям было хорошо в детском саду. У детей воспитывалось уважительное отношение к работникам детского сада и друг к другу.
С дошкольниками были проведены следующие дидактические и коммуникативные игры по формированию правовой культуры детей : «Обратись по имени», «Я имею право», «Я не должен» и т. д. (Приложение №3)
Таким образом, знакомя дошкольников с правами, педагог развивала у них элементарные представления о социальном мире, окружающих людях и отношениях между ними. Особое внимание уделялось формированию ценностных моделей поведения детей. Педагог посредством игры помогала раскрыть ребенку мир собственного «Я».
С целью закрепления знаний дошкольников 5-7 лет о том, что каждый человек имеет право на имя, были организованы и проведены игры «Как можно нас называть по-разному» и «Ты и твое имя».
В ходе игры «Ты и твое имя» дети изготавливали именные карточки, визитки. Дети старались, чтобы у каждого была своя неповторимая, оригинальная визитка, не похожая на остальные.
В игре «Как можно нас называть по-разному» дети совершенствовали правило обращения друг к другу по имени, закрепление право на имя. Дети узнали друг от друга то, как бы они хотели, чтоб их называли.
Для углубления понятия «право на семью» с детьми старшего дошкольного возраста были разработаны и проведены дидактические игры: «Так у нас. А у вас?», «Генеалогическое дерево». Игра «Так у нас. А у вас?» имела цель - формирование у детей представлений о том, что каждый человек имеет право жить в семье. В игре «Генеалогическое дерево» цель заключалась в следующем: раскрыть детям значение слова «генеалогия», формировать представления о том, что каждый человек имеет право жить в семье и знать родителей и родственников.
В дидактической игре «Так у нас. А как у вас?» дети рассказывали интересные истории, случаи из жизни своей семьи. Все дети говорили тепло и радостно. Таким образом, все узнавали о том, какими интересами живут их друзья, каковы их отношения с родителями и другими родственниками. Дети старались вспомнить самые веселые, незабываемые, яркие истории и случаи своей семьи.
Играя в игру «Генеалогическое древо», дети с большим удовольствием приносили фотографии своих родственников. Дети были очень увлечены игрой. Ведь правилом игры было то, что выигрывает тот, кто составит генеалогическое дерево с наибольшим числом поколений.
Для закрепления знаний детей о праве на семью и воспитания любви, глубокого уважения к родителям, готовности доставлять радость близким людям с детьми были организованы и проведены игры: «Доброе сердце» и «Какой букет цветов ты хочешь подарить маме (бабушке, сестре и т. д. ?»
Продолжая знакомить дошкольников с правом на дом (жилище) педагогом была проведена дидактическая игра «Кто быстрее дом построит?». Игровая задача заключалась в том, что дети должны «построить» дом из картонных деталей (стены с проемами для дверей, крыши, окна, двери и т. д.) и сочинить рассказ о своем доме. Тот, кто первый построил свой дом, получал фишку и сочинял рассказ о своем доме. Дети закрепили понятие о том, что каждый человек имеет право на жилище и никто не имеет право вторгаться в жилище без согласия и разрешения хозяев.
Для закрепления представления о том, что каждый человек имеет право на дом, проводились дидактические игры «Переезжаем на новую квартиру». Целью данной игры было воспитание любви к родному дому.
Во время проведения всех вышеперечисленных игр у детей сохранялся эмоциональный настрой, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Во время проведения игр у детей развивались нравственные качества и творческие способности.