Инна Наумова
Конспект НОД по формированию основ экологических знаний для детей подготовительной группы «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Задачи:
формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закреплять представления об обитателях водной среды;
познакомить детей с одним из способов очистки воды – фильтрованием, научить делать простейшие фильтры и фильтровать воду;
воспитывать у детей ответственное отношение к природе и заботу о ней.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по формированию основ экологических знаний для детей подготовительной группы „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
беседа с детьми о значении воды;
чтение рассказа Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели»;
проведение опытов с водой;
дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий);
познавательная игра «Где, какая вода бывает»;
просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
Материалы и оборудование.
Технические средства: проектор, ноутбук, презентация «Вода» (вода в жизни человека, вода в природе, фонограммы с записями музыки и звуков воды.
Методические средства: глобус, демонстрационные карточки с изображением обитателей озера, природоохранные знаки.
Организационные средства: прозрачные стаканчики по количеству детей, воронки, материал для фильтра (фильтрованная бумага, целлофан, банка с грязной водой, чистая банка, соленая и пресная вода в одноразовых стаканчиках по количеству детей.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим с вами о природном богатстве. А о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
Правильно, это вода. Это волшебница вода! (слайд №1).
А почему вода- волшебница? (ответы детей).
Для чего людям вода? (ответы детей, (слайд №2,3,4).
А кому еще нужна вода? (ответы детей).
Вот мы с вами выяснили, что вода нужна всем!
Появляется водяной (слайд №5).
Ребята, а кто это к нам пришел? (Ответы детей). Почему его так называют? (Ответы детей).
Он чем – то расстроен. Давайте-ка его расспросим.
Здравствуй, Водяной! Почему ты такой печальный, что случилось?
Водяной. Здравствуйте, ребята! С моим озером случилась беда, оно погибает. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели. Вот что я стал находить в своем подводном царстве вместо рыб (показывает мусор). А это вода из моего озера (показывает банку с грязной водой). Мое озеро в опасности. Помогите мне вернуть моих обитателей.
Воспитатель. Ребята, попробуем помочь Водяному? (Ответы детей). Наш водяной живет в озере. А кто еще с ним живет в озере? (Ответы детей).
Озеро – это место, в котором совместно проживают и растения, и животные, и птицы, и микробы, и различные микроорганизмы. И все они связаны друг с другом.
Попробуйте из этих обитателей озера составить пищевые цепочки. Для этого нужно определить, кто кому необходим для питания. (Комар – лягушка – цапля, червяк – рыба – чайка).
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, почему у Водяного стали гибнуть растения и рыбы? (Ответы детей).
Воспитатель. Значит, загрязнение воды приводит к исчезновению всех обитателей озера. Что же нужно сделать, чтобы озеро снова ожило? (Ответы детей). А как очистить воду? (Ответы детей).
Молодцы! Сделать это можно с помощью фильтров. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? (Ответы детей).
Фильтры – это специальные устройства, с помощью которых можно очистить воду. Хотите в этом убедиться? Давайте пройдем в нашу лабораторию.
Водяной. Да, ребятки, очень вас прошу, очистите воду из моего озера.
Воспитатель. Самый простой фильтр воды мы с вами можем сделать. У вас на столах стаканы с грязной водой, пустые стаканы, воронки и разные материалы для фильтра. Для своего фильтра выбираете любой материал. У всех все правильно получилось. Молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Очень осторожно понемногу, будем лить воду в стаканчик с фильтром. Водяной для фильтра выбрал целлофан. У него вода не фильтруется. Дети объясняют Водяному, что целлофан в качестве фильтра использовать нельзя.
Водяной. Ребята, а что вот с этим делать? (Показывает мусор в пакете).
Воспитатель. Не переживай, водяной, наши ребята такие умельцы, они найдут применение этому мусору! Давай, я им отнесу.
Водяной. А пока вода очищается, давайте поиграем.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились, (шагать на месте)
Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопать в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхнуть руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль, (круги руками вперед поочередно)
Все как один плывем как дельфин, (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой и отправились домой (шагать на месте).
Воспитатель. Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение.
«Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Ребята, а теперь закройте глаза и представьте, что вода исчезла. Что тогда будет? (Ответы детей).
Конечно, без воды погибнут люди, животные, растения, а земля превратится в безжизненную пустыню.
Посмотрите, что у меня в руках. (Воспитатель показывает детям глобус).
А что такое глобус? (Ответы детей).
Правильно, глобус – это модель Земли, на которой живут и человек, и животные, и растения. Земля является их общим домом.
Какие цвета вы видите на нем? (Ответы детей).
Какого цвета больше? (Ответы детей).
Что он обозначает? (Ответы детей).
Правильно, на нашей планете много воды.
А вся ли она пригодна для питья? (Ответы детей).
Давайте проверим.
Подвести детей к столу, на котором стоят стаканы с соленой и пресной водой.
Сначала попробовать соленую воду. Спросить у детей у детей, какая она на вкус, где в природе есть соленая вода. Затем попробовать пресную воду. И снова спросить, какая вода на вкус, где находится в природе.
Как вы думаете, какой воды больше в природе: соленой или пресной? Почему?
Как нужно относиться к воде? (Ответы детей).
Правильно, нужно беречь воду. Всем на земле нужна чистая, пресная вода.
А как мы будем беречь воду? (Ответы детей). Рассмотреть карточки – подсказки «Правила бережного отношения к воде».
А теперь давайте посмотрим, как наша вода очистилась. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей).
Куда же делась грязь? (Ответы детей).
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Смогут ли жители озера жить в такой воде? (Ответы детей).
Водяной. Спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем царстве снова будет весело, чисто, будут плавать рыбки, квакать лягушки, расти водоросли.
Ну, а мне пора обратно. Побегу!
Воспитатель. Подожди, Водяной! Наши дети нашли применение мусору, который ты выловил в своем озере. Посмотри, что из этого получилось.
Показ костюмов из бросового материала.
Водяной. Спасибо, ребята! Какие же вы умельцы и молодцы! Приходите ко мне в гости, я вам покажу мое подводное царство. До свидания!
Воспитатель. Ребята, что вы узнали сегодня, чему научились? (Ответы детей).
Сегодня мы помогли Водяному спасти его озеро. А что бы вы хотели сказать всем людям нашей планеты?
Дети читают стихи:
Река, ручей, озера, море,
И плещут волны на просторе.
Где вширь и вдаль – кругом вода,
А без нее мы никуда.
Прожить не могут без воды
Ни люди, ни букашки.
И без нее не расцветут
Ни розы, ни ромашки.
Леса засохнут и поля,
И высохнут все реки,
Не сможет без воды Земля,
Запомните навеки!
Воспитатель. Ребята, совсем скоро наступит лето. Вы с родителями поедете отдыхать – на дачу, на море, на озеро, в лес, в деревню. Никогда не забывайте, что нужно беречь природу, не загрязнять водоемы, не обижать животных и птиц. И природа вам отплатит и подарит свою красоту.
Источники
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –Просвещение, 2002.
Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – «Мозаика – синтез», 2004.
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», «Волшебница вода». М., 1997.
Рыжова Н. А. «Не просто сказки». – М. : «Линка – Пресс», 2002.
«В круговороте дел вода». Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. [Электронный ресурс]. URL :
https://www.maaam.ru/detskijsad/kons pekty-zanjatii-9685.html
«Волшебница вода и ее свойства». Конспект занятия в подготовительной группе. [Электронный ресурс]. URL :
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-zanyatiya-po-prirodnomu-okruzheniyu-v-podgotovitelnoi-gru-0
«Волшебница вода». Конспект занятия в подготовительной группе. [Электронный ресурс]. URL :
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-nod-po-ekologii-v-podgotovitelnoy-gruppe-volshebnica-voda