Татьяна Картавцева
Опыт работы по организации экологических троп в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«СТРАНА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, для сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Публикация «Опыт работы по организации экологических троп в ДОУ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
В целях экологического образования на территории нашего детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что она строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. Экологическая тропа, созданная руками сотрудников детского сада, родителей, посильным участием самих детей и, конечно же, природой, позволяет значительно расширить объекты наблюдения.
Паспорт (маршрут) экологической тропы :
1. «Зелёная аптека» - участок лекарственных трав.
2. «Витаминная полянка» - огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков.
3. Цветники: «Наш розарий», «Ромашковая полянка», «Альпийская горка». Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы, здесь дети получают эстетические эмоции от их созерцания.
4. «Уголок леса» - участок с хвойными и лиственными деревьями: дуб, ясень, липа, клён, тополь, берёза, ветла, ель.
5. Луг.
6. «Птичья столовая» (наблюдение и подкормка зимующих птиц)
7. Лужайка со старым поваленным деревом, где живут насекомые, улитки.
8. Муравейник - зона экологического познания жизни насекомых.
9. Уголок поля с образцами злаковых культур (пшеница, ячмень).
10. Сад с плодовыми деревьями и ягодником.
11. Метеостанция – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра, влажности воздуха).
12. Уголок «Наедине с природой» - рябиновая алея, с удобными скамейками.
13. Капитошка – центр воды и песка.
14. Деревенское подворье.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различны, зависит от цели работы, времени года и возрастного состава детей.
Во время экскурсий по экологической тропе дети играют, наблюдают, экспериментируют, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, проводят акции добра, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Участие детей в конкурсах разных уровней приносят призовые места.
Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения в природе.
Детям очень интересен удивительный мир насекомых. Разработанный нами проект «Шестиногие малыши», где основной акцент был сделан на изучение насекомых, дал свои результаты. В детях сформированы элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения, их пользе или вреде. В ходе проекта была проделана следующая работа : изготовлен макет – муравейник, оформлен экологический музей «Мир насекомых». Создана подборка информационно-познавательных мультимедийных презентаций о различных насекомых, их отличительных особенностях, образе жизни, их роли в жизни людей. Для закрепления полученных знаний разработали мультимедийные кроссворды с применением технологии – триггер.
Изготовлена серия альбомов с подборкой сказок, легенд, стихов, загадок, игр.
А для повышения уровня знаний среди воспитанников, по теме «Лекарственные растения», мы разработали проект «Зеленая аптека». Создав условия для роста и размножения лекарственных растений, мы организовали аптечный огород. Для этой цели попросили детей вместе с родителями самим узнать, какие бывают лекарственные растения, собрать о них необходимую информацию и принести в детский сад образцы для посадки. Те семена и саженцы, которые нам принесли, мы посадили на нашем фито огороде (цикорий, душица, мята, календула, зверобой и многое другое). По ходу данной работы мы (дети, родители и педагоги) узнали много интересного: почему эти растения называют лекарственными, при каких недугах они помогают, какой уход необходим растениям для роста, правила сбора лекарственных трав.
Дети с энтузиазмом «посвящали» родителей в тайны лекарственных растений, родители поражались знаниям, интересу детей, выражали благодарность педагогическому коллективу за творческую работу.
В ходе работы воспитателями созданы видео презентации: «Алтайские травы», «Деревья целители», «Взрослым и детям о ядовитых растениях», «Лесные истории», «Интересное о грибах», «Птица 2017 года буроголовая гаечка». Мультимедийные игры, кроссворды. Изготовлены альбомы для рассматривания и чтения – экологические сказки, басни, стихи, легенды о растениях. Набор саше – красивые мешочки с душистыми травами, гербарий - травник, собрание высушенных растений, для изучения флоры Алтая. Создана Красная книга – «Лекарственные растения Алтая».
Участие детей в конкурсах разного уровня по теме «Аптека под ногами», также дали высокие результаты.
Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращается внимание детей на красоту природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается одним лишь созерцанием. Всюду, где возможно, организуется практическая деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян, также дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении гербария, поделок из природного материала. На прогулках организовываем игры с природным материалом. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках – «Витаминная полянка», в остальное время на окне - «Огород на подоконнике». Выращивая отдельные экземпляры культурных растений, такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень гордятся результатами своего труда.
Очень интересно проходят занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория природы», «Метеостанция». Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Опыты выстроены на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ребята стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям.
Помимо лаборатории в группе имеется «Уголок природы», в котором есть разнообразные комнатные растения. Ведётся картотека комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями. Видя положительный результат труда, дети очень гордятся своими успехами. Важно отметить, что «Зелёная зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически.
Свои наработки в работе над экологическими проектами мы опубликовали в журнале «Звездочка наша» : экологические статьи - «Лес полон чудес», «Яичко не золотое, а простое», «Аптека под ногами», «Здравствуй, божья коровка», «Этот удивительный богомол», «Наши соседи насекомые».
Также своим успешным опытом делимся на педагогическом портале
ААМ: «Наши соседи насекомые», «Где же зимуют птицы»,
«Интересное рядом», «Красная книга Алтая - лекарственные растения»,
«Птица 2016 года – удод».
Воспитатели и педагоги других дошкольных образовательных учреждений могут ознакомиться с нашим практическим материалом.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому мы не только учитываем это сами, но и значительное внимание уделяем работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции "Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!». Проведён праздник Леса – «Кто живет в лесу», проведенный в сентябре совместно с филиалом городской библиотеки №1.
Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость
Результативность реализации экологических проектов : в детях сформировано осознанно правильное отношение к растениям, насекомым, сформировались знания о лекарственных растениях, расширились представления о природе, активизировался познавательный интерес.
Произошли изменения в поступках и поведении детей. Дети стали внимательнее, добрее, трудолюбивее и наблюдательнее. Повысилась любознательность, дети с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны.
Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты, она помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Но назвать работу над экологическими проектами оконченной все-таки нельзя. Мы думаем, что знания детей будут пополняться новыми объектами и явлениями окружающей природы.