Ермакова Татьяна Васильевна
Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края.
Основные задачи моего опыта работы :
-обогащение и расширения словаря детей;
-развитие связной речи.
Одним из ведущих направлений моей работы является обогащение и расширение словаря детей через знакомство с родной природой.
Публикация «Обобщение опыта работы на тему „Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В своей работе с детьми с ОНР я заметила, что для них характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, стереотипность и шаблонность употребляемых слов, неточность высказываний.
Большую помощь в обогащении словаря детей с ОНР и развитии познавательного интереса детей оказывает изучение лексических тем, связанных с изучением природы родного края, подбор и использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания, оформление альбомов «Люби и знай родной свой край», «Птицы Брянского леса», «Животный мир нашего края», «Природные богатства Брянщины», подборка книг о природе родного края, экологических игр, проведение экологических проектов, знакомство с экологической тропой детского сада,
Задачи словарной работы природоведческого содержания :
-обогащение словаря новыми словами (усвоение детьми ранее неизвестных слов);
-закрепление и уточнение словаря (усвоение значений ряда слов, уже имеющихся в их словаре);
-активизация словаря в связной речи.
(фото на занятиях)
Содержание словарной работы
словарная работа связана со всей коррекционно-развивающей и воспитательной работой в группе.
Прежде всего дети усваивают:
-природоведческий словарь : название явлений природы, растений, животных.
-обществоведческий словарь : слова обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родной край);
образование и употребление:
- слова с уменьшительно-ласкательным значением (голубь, голубок, голубочек; дерево - деревце);
- слова с увеличительным значением (волк – волчище, нос – носище);
- синонимов (летать – порхать, виться, парить; бежит (ручей) – мчится, несёт, течёт, журчит);
- антонимов (прилетел – улетел, гладкий – шероховатый, день – ночь, жарко - холодно);
- слов, в определении которых содержится оценка чего-либо (ветхий, дряхлый (пень) - очень старый);
- притяжательных прилагательных (волчий, лисья);
- относительных прилагательных (кленовый, грибной);
- качественных прилагательных (ловкий, смелый, храбрый);
- наречий (быстро, ловко);
- обобщающие слова (птицы, животные, цветы, насекомые).
употребление фразеологических оборотов (мчаться во весь дух);
уточнение значений многозначных слов (шапка снега, шапка – головной убор; еловая лапа – лапа зверя);
употребление лексики, обозначающей время, пространство, количество, размер (поздно, рано, широко, близко, много, мало, крупный, мелкий, маленький и др.)
Принципы словарной работы
В своей работе направленной на обогащение словаря детей с ОНР через ознакомление с природой Брянского края я учитываю следующие принципы:
- единство развития словаря с развитием восприятия, воображения, мышления, памяти;
- опора на активное и действенное познание окружающего мира;
- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
- решение всех задач словарной работы во взаимосвязи формирования грамматической и лексической сторон речи, с развитием связной речи;
- раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимом, словотолкование.
Речевой и наглядный материал, используемый для обогащения и формирования природоведческого словаря
В процессе изучения лексических тем: «Наш город Брянск», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Лес. Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Насекомые», «Времена года», «Зимние забавы» я стараюсь включать:
- речевой и наглядный материал, направленный на ознакомление с природой Брянского края, что способствует обогащению природоведческого словаря детей :
- стихи о природе родного края как известных писателей, так и сочиненных вместе с детьми
вот некоторые из них
***
Брянщина - мой край родной,
Горжусь по праву я тобой
Дубравы, реки и поля
Все это Родина моя.
Природа северной страны
Мы как она, она как мы,
Частичка в ней души моей,
С рождения и до наших дней.
Под мирным небом расцветай,
Земной нерукотворный рай,
Среди берёз и тополей
Храни тепло души моей,
Милее края в мире нет.
Живи и здравствуй сотни лет.
***
Наш город осень посетила
И первые её шаги
Увидели в окошко мы.
Позолотила у березы
Её зелёненький наряд,
И клёны, что растут у дома
Мы смотрим яркие стоят,
Багряные и золотые,
Пурпурные все расписные
Ещё не сбросили наряд,
Стоят, как будто на парад.
Рябины гроздья покраснели,
Осинок листья пожелтели,
Прекрасна Брянская земля
В любое время знаю я.
-беседы:
о деревьях и растениях: «О берёзе», «О клёне», «О рябине», «О дубе», «Тайны Брянского леса», «Как поливать растения зимой» и др.,
о насекомых: «Не троньте бабочку», «Муравьинный домик»,
о птицах: «Снегири на ветках», «Совушка, сова – большая голова».;
о временах года: «Почему в народе говорят так: «Сентябрь – хмурень, ленивых не прощает» и др.
- пословицы и поговорки
-чистоговорки
- песни
- рассказы и сказки о природе и животных
Во время ООД и в режимных моментах акцентрировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи : сначала уже знакомых им, а затем и новых. Антонимические и синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективность показать разные значения многозначного слова.
Увеличение активного словаря создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания,точнее излагать мысли. В речи детей все чаще появляются прилагательные,которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений,начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, волчья лапа и т. д.). Все шире ребенок использует наречия, обобщающие слова.
Мини-музей «Чем богата Брянская земля»
Цель:
-расширять знания детей о природе Брянской области и ее богатстве,
Задачи:
-расширять представления детей о природных комплексах г. Брянска (парках, скверах, аллеях)
-закреплять понимание детьми значений слов : парк, сквер, аллея,газон, клумба, сад, лес и т. д.
-развивать связную речь
-воспитывать любовь к природе,стремление содержать в чистоте наш город, приумножать его природные богатства,участвовать в озеленении города.
В группе используются игры природоведческого содержания :
- настольно-печатные: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Мир животных», «Кто где живет?», «Кого везут в зоопарк?», «Собери букет», «Кто как друг другу помогает?», «Что здесь можно, что нельзя?», «Что вначале, что потом?», «Такие разные птицы», «Расскажи о …», «Кроссворды»
- подвижные игры со словами
- сюжетно-ролевые игры
- театрализованные игры
Изготовлены дидактические пособия:
- мнемотаблицы,
- планы-схемы для составления предложений и описательных рассказов.
Положительная динамика развития словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой родного края
Выводы:
В ходе проделанной работы следует отметить, что использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания, оформление альбомов о родном крае, мини-музея «Чем богата Брянская земля»,экологических игр и пособий, проведение экологических проектов, знакомства с экологической тропой ДОУ оказали положительное воздействие на развитие речи детей с ОНР, способствовали обогащению и активизации словаря в связной речи, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя языка, закреплению речевых умений и навыков.
Перспектива развития словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края
Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромная ее роль в умственном и речевом развитии дошкольников с ОНР. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольников и эстетических переживаний ребенка. В процессе созерцания природы ребенок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещенности в разные периоды дня, сезона и т. д. Но всё это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.