Анна Егорова
Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автор приходит к выводу: чтобы повысить духовно-нравственную культуру детей, укрепить сотрудничество детского сада и семьи необходимо целесообразно организовывать взаимодействие дошкольного учреждения и родителей.
Ключевые слова: семья; духовно – нравственное воспитание; детский сад; дошкольники; родители.
Публикация «Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья и дошкольное учреждение – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Федеральный государственный образовательный стандарт отвечает новым запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.
Сегодня современное общество переживает кризис нравственных идеалов. Одной из главных причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного нации является разрушение традиционных устоев семьи. Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится успешным при согласованной работе детского учреждения и семьи. Именно семья является ведущим каналом передачи культурных ценностей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. [1].
На дошкольников негативно воздействуют пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, у детей искажаются представления о доброте, справедливости, милосердии, патриотизме, гражданственности. Любые качества приобретают тот или иной характер в зависимости от того, в каких нравственных отношениях они формируются. Дальнейшее развитие личности детей зависит от того, насколько успешно осуществляется этот процесс. [2].
А. С. Макаренко писал: «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Родители и педагоги могут быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — общие взгляды на воспитательный процесс, общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов.
Работа воспитателя и других работников дошкольного учреждения направлена на решение определё нных задач: просвещение родителей; установление единства в воспитании дошкольников; изучение передового опыта семейного воспитания; знакомство родителей с жизнью дошкольного учреждения.
Основная направленность современного взаимодействия ДОУ и семьи - поиск подходящих путей сотрудничества, использование разнообразных форм и методов взаимодействия. [3].
По вопросам сотрудничества детского сада и семьи в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников была построена система работы, которая включает три этапа:
1. Диагностический
2. Теоретический
3. Практический
Первый этап помог выявить вопросы заинтересованности, содействия родителей по духовно-нравственному воспитанию детей, ошибки и коррекцию процесса, а также определить уровень знаний родителей в этом вопросе. На диагностическом этапе мы ориентировались на такие формы работы, как опрос, тестирование, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, консультации.
Анализируя ответы на вопросы анкет, учитывая индивидуальные встречи с родителями, был сделан вывод, что большинство родителей плохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. У родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании. Они редко читают периодические издания, посвящённые проблемам воспитания, в свободное время часто проводят в сети internet. Многим просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение моральных норм.
В воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли компьютеры, телевизоры, гаджеты, с которых в жизнь ребенка постоянно входят отрицательные персонажи сказок, мультфильмов.
Получив и обработав необходимую информацию, перешли ко второму этапу – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей по данному вопросу. На этом этапе был разработан план работы по взаимодействию семьи и ДОУ.
На третьем этапе – практическом, были предложены разнообразные формы работы с родителями. В практике духовно – нравственного воспитания детей использовались традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями.
Родительские собрания на диалоговой основе - это одни из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Темы собраний могут быть разнообразны: «Семья и здоровье», «Я и моя семья» и др.
Праздники, досуги, тематические семинары с использованием технических средств обучения, фольклорные праздники и развлечения – самые востребованные формы работы. Они знакомят с народными обычаями и обрядами, народной культурой, у дошкольников воспитывается любовь к родному краю, обычаям предков. Ежегодно проводятся такие праздники: «Широкая масленица», «Игры народов Мира», «Яблочный и медовый спас», «Путешествие в прошлое игр наших бабушек и дедушек», «Ярмарка», «Осенины».
Праздники для мам и бабушек воспитывают в детях благодарность, любовь и уважение к близким. Чувство национальной гордости, уважение к защитникам Отечества пробудили в детях спортивные праздники и развлечения для пап и дедушек. Проследить связь поколений можно было на тематических занятиях и патриотических праздниках, посвященных 9 мая, Дню семьи. Проводились православные праздники «Рождество Христово», «Светлая Пасха».
Интересны и разнообразны нетрадиционные формы работы с родителями. Это коллективные (акции, экскурсии с привлечением родителей, совместные проекты и конкурсы, практикумы, круглые столы, индивидуальные и наглядно – информационные (фотовыставки, родительские уголки) формы работы.
Коллективные формы работы помогли сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям, сформировать ценностное отношение к своим близким.
Ежемесячно по запросам родителей воспитателем были проведены мастер-классы. Это неформальное объединение родителей с детьми и педагогами, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Такая форма работы укрепляет связь дошкольного учреждения с семьёй, развивает творческие способности. Особенно интересно прошли мастер-классы на такие темы: «Декупаж в хохломе», «Оберег для дома», «Роспись деревянной ложки», «Шерстяная акварель», «Знакомство с техникой «канзаши», «Витраж. Роспись бокалов» и другие.
Для родителей эффективны наглядные формы работы. Это фотостенды, выставки творческих работ, дидактических игр, литературы, в которых родители активно принимают участие. («Наши далекие и близкие родственники», «Мой папа самый лучший», «Здоровая семья», «Праздники России», «Герои былин», «Дымковская игрушка», «Древо моей семьи» и др.). Этот вид деятельности пользуется популярностью, т. к. совместное изготовление работ не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что активность родителей выросла. На 5 % увеличился рост активистов, на 25 % -исполнителей, на 35 % в сумме снизилось число наблюдателей и критиков.
Считаем, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов. Значимость взаимодействия семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании побуждает воспитателя на поиск новых эффективных форм работы.
Список литературы:
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003.
2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей : вопросы планирования. // Ребенок в детском саду, 2006.
3. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
Егорова Анна Борисовна, воспитатель 1 категории МБДОУ БГО ЦРР детский сад №19.
С этой статьей выступала на ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтениях в декабре 2018 года.