Папки-передвижки

Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность

Любовь
Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по формированию начал экологической культуры дошкольников через проектную деятельность

Экологическая культура – это одно из достаточно новых направлений дошкольной педагогики.

Публикация «Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения ее развития человечества и продолжение человеческой цивилизации. (Ягодин Г. А., 2001)

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

Потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка : потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:

- усвоение новой системы экологических знаний;

- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;

-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- формирование разумного отношения к экосистеме.

На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

В ходе работы по экологическому образованию дошкольников и изучения инновационных подходов к созданию эколого-развивающего пространства перед нами встала задача расширения деятельности в данном направлении.

Территория детского сада - это огромная составляющая в жизни каждого ребёнка - дошкольника. Дизайн участка детского сада должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным. Наблюдения в природе и руководство ими со стороны взрослых, дают возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.

Месторасположение нашего детского сада в лесном массиве дает огромную возможность наблюдать за природой, её изменениями в разное время года.

Для активизации работы по формированию у детей начал экологической культуры педагогами детского сада были разработаны и реализованы проекты «Удивительное рядом», «Наш огород», «Экологическая тропа», детский проект «Муравьиный терем». Важно отметить, что коллектив детского сада, а также родительская общественность регулярно участвуют в экологических акциях, проводимых в городе: «Знакомьтесь, Воронежский заповедник!», «Скорушка», «Первоцветы», «Зеленый островок», «Покормите птиц зимой», «Чистый город».

Предварительно была изучена территория детского сада, проведен анализ состояния экологической среды детского сада; созданы модели экологической тропы, огорода, клумб; учтены требования и мнения всех участников проектов, разработана система реализации идей на основе имеющихся реальных возможностей детского сада. Проведен учет зеленых насаждений, составлены технологические карты проектов, сроки и пути реализации проектов; план мероприятий по благоустройству территории, перспективный план познавательно - исследовательской деятельности, привлечены родители воспитанников к участию в реализации проектов. Наряду с реализацией задач экологического воспитания дошкольников реализовывались параллельно задачи художественно-эстетического воспитания. Рисунки детей стали более содержательными, красочными. Дети сами собирали природный материал для продуктивной деятельности, исследовали его. Совместно с родителями воспитанников проведены совместные выставки декоративно-прикладного творчества: «Осенний вернисаж», «Экологический калейдоскоп» (из бросового материала, мастерская Деда Мороза «Сохраним елочку», «Снежинок дружный хоровод».

В результате реализации проектов :

-создана уютная, яркая, привлекательная территория детского сада, непохожая на другие детские сады;

-разбиты новые клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия;

-появился огород, возможность опытно-исследовательской деятельности в природе;

-повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;

-создано единое пространство, которое будет способствовать формированию у детей чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.

В ходе проведенной работы на огороде, экологической тропе у детей значительно повышается уровень знаний о природных объектах ближайшего окружения. Реализация проектов позволила сформировать знания о живом организме, о взаимосвязи со средой обитания, условиями окружающей среды, сезонных изменениях. На нашей территории рядом растут деревья, кустарники, травы и мхи, на примере которых можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужил отличным объектом для наблюдений. Такие же наблюдения мы организовывали и на примере старого поваленного дерева, где нашли прибежище многие насекомые. Наш участок, расположенный в лесной зоне, довольно большой и на нем можно увидеть фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для данной местности (леса, луга). Это помогает нам знакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Мы также выделили участок для посадки лекарственных растений.

Красиво цветущие растения мы подбираем таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создаем клумбу «непрерывного цветения». Дети охотно наблюдают за бабочками и шмелями на клумбах, делают зарисовки. Иногда на нашем участке можно увидеть белок, ежей. Дети наблюдают за их повадками. Зимой дети ведут наблюдения за птичьими столовыми на своих прогулочных участках.

В нашем хвойном лесу встречаются муравьиные холмики, которые вызвали наиболее большой интерес у детей, впоследствии и родителей. Так и родилась идея детского проекта «Муравьиый терем». Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, гнёзда ворон или других птиц. Появилась возможность проводить с детьми экскурсии по экологической тропе.

Территория детского сада стала не только визитной карточкой, но и образовательным, развивающим, формирующим общую культуру личности каждого ребенка пространством, которое постоянно совершенствуется.

Важно формировать навыки начала экологической культуры с раннего детства, воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей природе.

Литература

1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы» под редакцией – М. : Мозаика - Синтез, 2014г.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009.

3. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2.

4. Н. С. Программа «Юный эколог», М. : Мозаика - Синтез, 2010

5. Ягодин Г. А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.

6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.

7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников. Из опыта работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» Управления системой образования Волоколамского.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 1 Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 2.

Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Результативность Введение.

Опыт работы с родителями. Взаимосвязь родителей и ДОУ в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Опыт работы с родителями. Взаимосвязь родителей и ДОУ в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста". Янгильдина.

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального.

План по самообразованию по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11 "Зорька" План по самообразованию по теме: "Экологическое.

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие.

Воспитание гуманного отношения у дошкольников ко всему живому через проектную деятельность Как нам всем известно дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий.

Экологический проект «Воспитание дошкольников через проектную деятельность» для подготовительной группы Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным. Объектом исследования является экологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 4 января 2019 в 14:09
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД