Любовь
Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по формированию начал экологической культуры дошкольников через проектную деятельность
Экологическая культура – это одно из достаточно новых направлений дошкольной педагогики.
Публикация «Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения ее развития человечества и продолжение человеческой цивилизации. (Ягодин Г. А., 2001)
Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.
Потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка : потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:
- усвоение новой системы экологических знаний;
- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;
- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;
-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
- формирование разумного отношения к экосистеме.
На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
В ходе работы по экологическому образованию дошкольников и изучения инновационных подходов к созданию эколого-развивающего пространства перед нами встала задача расширения деятельности в данном направлении.
Территория детского сада - это огромная составляющая в жизни каждого ребёнка - дошкольника. Дизайн участка детского сада должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным. Наблюдения в природе и руководство ими со стороны взрослых, дают возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.
Месторасположение нашего детского сада в лесном массиве дает огромную возможность наблюдать за природой, её изменениями в разное время года.
Для активизации работы по формированию у детей начал экологической культуры педагогами детского сада были разработаны и реализованы проекты «Удивительное рядом», «Наш огород», «Экологическая тропа», детский проект «Муравьиный терем». Важно отметить, что коллектив детского сада, а также родительская общественность регулярно участвуют в экологических акциях, проводимых в городе: «Знакомьтесь, Воронежский заповедник!», «Скорушка», «Первоцветы», «Зеленый островок», «Покормите птиц зимой», «Чистый город».
Предварительно была изучена территория детского сада, проведен анализ состояния экологической среды детского сада; созданы модели экологической тропы, огорода, клумб; учтены требования и мнения всех участников проектов, разработана система реализации идей на основе имеющихся реальных возможностей детского сада. Проведен учет зеленых насаждений, составлены технологические карты проектов, сроки и пути реализации проектов; план мероприятий по благоустройству территории, перспективный план познавательно - исследовательской деятельности, привлечены родители воспитанников к участию в реализации проектов. Наряду с реализацией задач экологического воспитания дошкольников реализовывались параллельно задачи художественно-эстетического воспитания. Рисунки детей стали более содержательными, красочными. Дети сами собирали природный материал для продуктивной деятельности, исследовали его. Совместно с родителями воспитанников проведены совместные выставки декоративно-прикладного творчества: «Осенний вернисаж», «Экологический калейдоскоп» (из бросового материала, мастерская Деда Мороза «Сохраним елочку», «Снежинок дружный хоровод».
В результате реализации проектов :
-создана уютная, яркая, привлекательная территория детского сада, непохожая на другие детские сады;
-разбиты новые клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия;
-появился огород, возможность опытно-исследовательской деятельности в природе;
-повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;
-создано единое пространство, которое будет способствовать формированию у детей чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
В ходе проведенной работы на огороде, экологической тропе у детей значительно повышается уровень знаний о природных объектах ближайшего окружения. Реализация проектов позволила сформировать знания о живом организме, о взаимосвязи со средой обитания, условиями окружающей среды, сезонных изменениях. На нашей территории рядом растут деревья, кустарники, травы и мхи, на примере которых можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужил отличным объектом для наблюдений. Такие же наблюдения мы организовывали и на примере старого поваленного дерева, где нашли прибежище многие насекомые. Наш участок, расположенный в лесной зоне, довольно большой и на нем можно увидеть фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для данной местности (леса, луга). Это помогает нам знакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Мы также выделили участок для посадки лекарственных растений.
Красиво цветущие растения мы подбираем таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создаем клумбу «непрерывного цветения». Дети охотно наблюдают за бабочками и шмелями на клумбах, делают зарисовки. Иногда на нашем участке можно увидеть белок, ежей. Дети наблюдают за их повадками. Зимой дети ведут наблюдения за птичьими столовыми на своих прогулочных участках.
В нашем хвойном лесу встречаются муравьиные холмики, которые вызвали наиболее большой интерес у детей, впоследствии и родителей. Так и родилась идея детского проекта «Муравьиый терем». Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, гнёзда ворон или других птиц. Появилась возможность проводить с детьми экскурсии по экологической тропе.
Территория детского сада стала не только визитной карточкой, но и образовательным, развивающим, формирующим общую культуру личности каждого ребенка пространством, которое постоянно совершенствуется.
Важно формировать навыки начала экологической культуры с раннего детства, воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей природе.
Литература
1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы» под редакцией – М. : Мозаика - Синтез, 2014г.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009.
3. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2.
4. Н. С. Программа «Юный эколог», М. : Мозаика - Синтез, 2010
5. Ягодин Г. А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010