Анна Кучукбаева
Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о ПДД»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность.
Обеспечение безопасности движения на дороге – одна из важных задач нашего общества. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ. И, сегодня, уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о ПДД“» размещена в разделах
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улицах города, нужно помнить, что это тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и формированием таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях, доброжелательность, стремление придти нс помощь.
Педагогам и родителям необходимо воспитывать дошкольников, как грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Цель: формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах города через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, различать и понимать схематическое изображение знаков для правильной ориентации на дорогах.
3. Развивать умение дошкольников практически применять полученные знания на практике - в дорожно-транспортной среде.
4. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах города.
5. Активизировать работу по пропаганде безопасного образа жизни среди родителей.
Обучение дошкольников ПДД осуществлялась в системе и поэтапно:
• 1 этап – подготовительный: уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, уточнение изучение имеющихся у детей знаний и умений по дорожной безопасности.
• 2 этап – практический: расширение у дошкольников первоначальных представлений о дорожной безопасности и формирование новых знаний о Правилах дорожного движения.
• 3 этап – оценочный: становление сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения.
Принципы организации образовательного процесса:
- последовательность – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;
- наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- деятельность – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
- дифференцированный подход - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Согласно ФГОС дошкольного образования уместно реализовывать новые инновационные технологии, находясь в постоянном творческом поиске. Поэтому, в работе с детьми по ПДД я использовала следующие технологии:
- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников);
- участие детей и родителей в конкурсах разного уровня (очных и дистанционных);
- проектная деятельность ( ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители).
Формы работы с детьми :
- Организация и проведение интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Занятия по обучению детей правилам дорожного движения провожу в игровой форме с использованием иллюстраций, плакатов, дидактических игр, кукольного театра. Очередность изложения тем занятий подчиняется принципу от простого к сложному.
- Рассматривание картин («Транспорт», «Улица города», «Дети и дорога», чтение рассказов, просмотр мультфильмов и презентаций, с последующей беседой по содержанию.
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) изготовление пособий, реквизита, дополнительных материалов для игровой деятельности по ПДД.
- Игровая деятельность: дидактические игры («Что нужно полицейскому», «Назови и покажи виды транспорта», «Собери машину из частей», «Сравни картинки», «Красный, желтый, зеленый» и др., ролевые игры («Дорожные ситуации», «Наша улица» и др.) и подвижные игры («Цветные автомобили», «Передай жезл», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый» и др.).
Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Поэтому, очень важно превратить обучение в увлекательную и интересную игру. Игровая детская деятельность помогает обогатить и расширить представления о правилах безопасности, ввести в проблемные ситуации, моделировать разные дорожные ситуации, побуждая искать пути разрешения конфликтных и спорных ситуаций. В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования реб нком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчин нная ж стким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации.
- Игры с макетом улицы и игровым полем по ПДД.
- Целевые прогулки и экскурсии по городу.
Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Во время прогулок и экскурсий за территорией детского сада дошкольники смогли применить свои знания ПДД на практике.
- Выпуск челленджей и видеороликов.
Большое внимание уделялось ознакомлению с дорожными знаками:
• предупреждающими - «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без» и др. ;
• запрещающими - «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен» и др. ;
• предписывающими - «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево» и др. ;
• указательными - «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон» и др.
В группе был организован центр детской активности по дорожной безопасности, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:
• Наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
• Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
• Набор дорожных знаков.
• Различный дополнительный материал.
• Игровые поля и макеты.
• Атрибуты для ролевых игр по дорожной тематике (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора и пр.).
• Детская художественная литература по тематике.
• Наборы различных конструкторов.
• «Кубики» : наборы строительного материала.
• Лего – конструкторы.
• Наборы различных автомобилей.
• Самодельные атрибуты и пособия.
• Продукты детской деятельности.
Работа с родителями
Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. В связи с этим, осуществлять задачи обучения по ПДД невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице.
Цель – повышение компетентности и образовательного уровня в вопросах дорожной безопасности детей, обозначение круга правил дорожного движения, с которыми необходимо знакомить детей.
Чтобы родители смогли научить ребенка транспортной культуре, они обязаны сами овладеть правилами дорожного движения, изучить психологические и физиологические особенности поведения в дорожной среде, стать активными помощниками в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности. В отношении проблемы дорожной безопасности детей между педагогами и родителями должны установиться доверительные отношения сотрудничества. И созданы необходимые условия для профилактической работы с детьми в ДОУ.
Для правильного формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице с родителями проводились следующие формы взаимодействия :
• Родительские собрания (родителей знакомили с проведёнными в ДОУ мероприятиями; с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения. Правильный пример поведения взрослых на улицах и дорогах в значительной мере способствует успешному овладению детьми азбукой дорожного движения, воспитанию грамотных пешеходов.
• Беседы на темы: «Берегите юных пассажиров», «Как переходить с ребенком проезжую часть», «Что читать детям о правилах дорожного движения», «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Улица полна неожиданностей», «Где можно кататься на велосипеде» и др. с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
• Консультации для родителей «Безопасность детей – забота взрослых», «Внимание! Дорога!», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения», «Родителям старших дошкольников о ПДД».
• Изготовление памяток, буклетов с рекомендациями по ПДД.
• Папки - передвижки «Учим ребёнка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком», «О значении обучения детей ПДД».
• Выставки поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения.
• Мастер – классы.
• Квест – игры.
• Проведение совместных мероприятий: флешмобы, челленджи и акции с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
• Привлечение к изготовлению атрибутов, пособий, реквизита и дидактических игр в центр детской активности по дорожной безопасности.
Выводы:
Работа на этом не заканчивается, а продолжается дальше. Интерес к направлению работы по ПДД у воспитанников нашего детского сада и их родителей возрастает. Таким образом, у детей удается сформировать представления о том, что правила поведения на улице города помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в различных ситуациях. Наглядный и дидактический материал способствовал формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Большинство родителей проявляют стремление к сотрудничеству с детским садом и обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах.
Подводя итоги работы по формированию знаний о ПДД можно отметить следующее, что дети:
- с желанием участвуют в игровых ситуациях с применением правил дорожного движения;
- научились хорошо ориентироваться на улицах;
-при переходе через проезжую часть стали внимательны и осторожны;
-расширили свои знания о правилах дорожного движения, их соблюдении, видах транспорта, дорожных знаках, а также получили знания о поведении в транспорте;
- стараются вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах;
- пополнился словарный запас;
- проявляют интерес к познанию объектов окружающего мира;
- научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи.