Наталия Геннадьевна
Опыт работы «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
воспитателя
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65 комбинированного вида»
Коноваловой Наталии Геннадьевны
Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового. По этой причине проблема формирования познавательной деятельности становится особенно актуальной в настоящее время.
Развитие математических способностей - эффективный прием и метод в работе по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста является. Понятие «развитие математических способностей» сложное, комплексное и многоаспектное.
Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Изучение математики способствует развитию воображения, памяти, речи, эмоций; формирует творческий потенциал личности, настойчивость, терпение. Считаем, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактическая игра - как средство обучения математике помогает формированию новых и закреплению имеющихся знаний, учит детей применять полученные знания в различных условиях, способствует развитию самостоятельности и активности мышления. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Во время игр дети дошкольного возраста внедряют в жизнь то, что они видят вокруг себя, в том числе и поведение взрослых.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Для успешного и всестороннего развития личности важным является общение воспитанников со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо выделить работу в отдельное направление не только по формированию познавательных знаний, а также по развитию коммуникативных способностей, этических ценностей по отношению к окружающей действительности.
Работая по данной теме несколько лет, убедились, что с помощью дидактических игр можно активизировать речь ребенка, его мышление, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития.
Таким образом, ведущей педагогической идеей опыта является становление у детей познавательного, эмоционально – нравственного, практически деятельного отношения к окружающей действительности.
Работая с детьми, проводя изучение особенностей их развития, заметили, что активность детей на занятиях и в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
После занятий дети не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не задают встречных вопросов, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным,
это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому действенность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста неоспорима. Именно с помощью дидактической игры уже на ранних и младших возрастных ступенях дети имеют возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети, тем более значимой является педагогическая направленность дидактической игры для развития и воспитания ребёнка.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является
ведущей для детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что используя дидактические игры, занимательные упражнения можно добиться максимального эффекта при обучении дошкольников математике.
Перед началом работы по данной теме, была поставлена цель - выявить возможности дидактической игры в обучении детей основам математики.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи.
Задачи:
- изучить передовой педагогический опыт использования игры как средства
организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики;
- изучить особенности дидактической игры, как средство развития детей, дошкольного возраста
- создать базу дидактических материалов : пособий и игр по возрастам.
- развивать познавательные и умственные способности детей
- развить речь детей : пополнять и активизировать словарь.
- организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Этапы работы :
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, задач-шуток, загадок, заданий на развитие логического мышления.
Взяв за основу приоритетные направления, создала развивающую среду в группе, составила серию конспектов по работе с детьми на занятиях, разработала программу кружка по математике. В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка.
Математическое содержание работы направила на развитие познавательных и творческих способностей детей : умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры : «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось» и т. д.
Наличие теоретической базы опыта.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.
Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность».
В игре проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Проанализировав исследования учёных можно прийти к выводу, что теоретический вопрос по теме формирования элементарных математических представлений у дошкольников освещен очень подробно, а практическая сторона данного вопроса даёт практически неограниченный материал для исследований.
В ходе своей работы использовали следующие источники:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Пр. № 655
2. А. К. Бондаренко. «Дидактическая игра в детском саду». – Инфра-М, 2001 г. ;
3. «Дидактические игры для дошкольников». Сборник игр для педагогов и родителей/ Под ред. Л. А. Головчиц -Граф Пресс, 2003 г. ;
4. Дошкольное воспитание № 11, 2008 г. «Развитие пространственных представлений у дошкольников».
5. Ерофеева, Т. И., Павлова, Л. Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1992 г. ;
6. З. М. Богуславская, Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». – М. : Инфра – М, 2001 г. ;
7. Белошистая А. В. «Обучение математике в ДОУ» Москва, Айрис Пресс, 2005 г.
8. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, Мозаика- Синтез, 2005 г.
9. Журнал «Ребёнок в саду», №6/2003 г. ; №2/2002г; №6/2001 г.
10. Соловьёва Е. В. «Математика и логика для дошкольников», Москва, Просвещение, 2002 г.