Кристина Трофимова
Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок. К. С. Трофимова, д. Кайчак.
Структурное подразделение муниципального дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада№4 Кайчакский воспитатель,I квалификационная категория
Публикация «Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников : воспитателям, узким специалистам, психологам. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через пересказ литературного произведения, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Обучение рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок является наиболее трудным как для овладения детьми, так и для педагогов в плане подготовки и проведения. Монологическая речь - отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Всем известно, что мышление ребенка старшего дошкольного возраста наглядно – образное. Поэтому я предлагаю подсказку, т. е. схема, которая помогает ребенку последовательно рассказать об игрушке, любом предмете или явлении природы. При использовании опорных схем, ребёнок может обследовать предмет руками (тактильно, с помощью глаз (зрительное обследование, с помощью обоняния (понюхать предмет, с помощью вкусовых ощущений (попробовать предмет на вкус, если это возможно). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. Моделирование я используется в старшей и подготовительной группе. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
Приёмы обучения составлению описательных рассказов.
1. Вопросы
2. Образец
3. Моделирование
Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов Использование моделирования.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Требования к приёмам обучения составлению описательных рассказов.
1. Вопросы детям задаются в начале занятия. Вопросы должны быть понятны, однозначны
2. Рассказ, использую в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
3. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, где есть все конкретные элементы высказывания, при этом каждое звено высказывания последовательно сменяется другим, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ. Использовать модели-схемы можно не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов. Описательные рассказы включаю как часть занятия по развитию речи.
Описательному рассказу присущи своя структура, композиция.
Возьмем, к примеру, описание животного.
Вначале мы называем его, т. е. отвечаем на вопрос:
1. Кто это? (и относим к определенному классу - классификация).
Затем перечисляем отличительные признаки и действия, присущие этому животному:
2. Где живет?
3. Части тела?
4. Чем питается?
5. Жилище.
6. Детеныши
Учитывая возрастные особенности воспитанников, а именно – способность удерживать внимание до 10-15 минут, строю занятие так, чтобы ребёнку было интересно, но при этом выполнялась поставленная цель – развитие связной речи. В детском саду для обучения детей рассказыванию я использую как предметные, так и сюжетные картины
Для этого использую разные сюрпризные моменты, например. Я сообщаю детям, что они сегодня будут составлять описательный рассказ, но о каком животном, они узнают только тогда, когда каждый из них угадает свою загадку об этом животном. Загадки загадываю каждому ребёнку на ушко.
Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий — последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях воспитываю у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечаю удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей. А также - внесение игрушки, картины, определенного предмета,
- получение письма,
- различные проблемные ситуации,
- технические средства обучения,
- художественное слово – все эти методы и приемы также способствуют развитию у детей интереса к занятию, поэтому они легко включаются в работу.
Чтобы описательные рассказы не получались одинаковыми, предлагаю детям не повторяться и использовать разные слова – прилагательные, числительные, глаголы.
Ещё использую разнообразные игры на развитие речи : «Назови ласково», «Добавь словечко», «Четвёртый лишний», «Ассоциации», «Один - много», «Подбери слово», «У кого какая шуба?»;
дидактические игры: «Чей дом?», «Собери семейку», «С какого дерева листок?» и обязательно пальчиковые игры по темам.
Взаимодействие с учителем – логопедом в данной работе имеет немаловажное значение и заключается в том, что в индивидуальной работе такие схемы и таблицы помогают решить образовательные задачи при закреплении у детей грамматических и лексических категорий и навыков связной речи.
Закрепление полученных знаний и умений происходит и в совместной и самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, в играх – драматизациях, а также – на прогулках - при наблюдении живой и неживой природы: описываем пришедших на участок кошку или собаку, деревья, растущие на нашем участке, птиц, которых мы подкармливаем.
В группе также немало объектов, которые дети описывают по схемам: комнатные растения, разнообразные игрушки, предметы обихода и т. д.
На занятиях по художественному творчеству, прежде чем начать рисовать, лепить, клеить, мы с детьми рассматриваем и составляем описательный рассказ о предмете, животном или природном явлении с помощью этих же схем и таблиц.
Достичь определенных результатов в составлении описательных рассказов можно только в тесном сотрудничестве с родителями.
Объясняю родителям, что такое описательный рассказ, для чего проводится эта работа.
Подготовила консультации для родителей:
«Дикие животные наших лесов»;
«Домашние животные и птицы»;
«Речевые игры дома».
Кроме того, к определенному событию или по определенной теме даю творческие задания родителям и детям:
- к семейному празднику, например, воспитанникам было предложено составить рассказ о своем домашнем любимце. А родителям – составить рассказ о своем ребенке;
- в преддверии Нового года дети описывали новогоднюю елку;
Таким образом, в результате использования схем и таблиц дети быстрее осваивают технологию описательного рассказа, у них развивается монологическая речь.
Такая система работы по обучению детей составлению описательных и сравнительных рассказов с использованием моделей-схем, основанная на постепенном, небольшом усложнении задач, как правило, не вызывает серьезных затруднений у детей при составлении рассказов. Она направлена не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности.