Светлана Колобова
Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения»
Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека с Богом. Любая встреча подсознательно несёт в себе надежду на благо, веру в лучшее. Встреча простого человека с добрым человеком вселяет добро, встреча с жизнерадостным человеком вселяет любовь к ближнему, любовь к самой жизни. Встреча человека с Богом вселяет чистые помыслы, веру, надежду и любовь. У каждого человека встреча с Богом происходит по-разному, кто-то впитывает ее с молоком матери, кто-то подходит к этой встрече осознанно в зрелом возрасте.
Публикация «Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Я работаю в сфере образования, воспитателем детского сада. В самом слове «образование» заложено ключевое слово – образ. Когда иконописец начинает грунтовать доску, он гладкую поверхность царапает, чтобы всё последующее держалось крепче, вот и наша задача гладкую, спокойную поверхность детской души слегка растревожить, привести в движение, чтобы возбудить у ребёнка интерес к тому, что происходит с нами. Активизировать потребность не только в материальном, но и в духовном благосостоянии.
Многие родители главное внимание в воспитании детей обращают на то, чтобы они хорошо питались, выросли здоровыми, получили хорошее образование, развили свои способности и природные дарования, но очень часто забывают о духовном воспитании своих чад. Семья в наше сложное время пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Многие из нас за помощью обращаются к вере и молитве, устремляются к встрече с Богом, чтобы стать добрее и лучше. Слово Божие испокон веков звучало и воспринималось на Руси по-особенному. Тогда ещё на Руси не существовало такой системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня, и религиозное самосознание детей формировалось в раннем нежном возрасте в семье словами Священного писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», поэтому, если мы совместными усилиями достигнем успехов в духовном воспитании своих детей, то и все остальное приложится само собой. К сожалению, в современной семье ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать их значимость в духовно-нравственном развитии детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» в «центр» воспитания
поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». Статья 29, – сказано в «Конвенции о правах ребенка».
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В 2013 – 2014 учебном году в нашем детском саду была поставлена годовая задача «Приобщать дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Работая над поставленной задачей, мы поставили перед собой цель воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям.
- провели анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности родителей в совместной работе детского сада и семьи по данной теме;
- реализовывали комплексный подход к воспитанию у детей духовно-нравственных чувств;
- осуществили разработку проектов по культурно - досуговой деятельности.
Мы проанализировали проделанную работу и решили расширять свою деятельность в данном направлении, так как отметили возросший интерес у детей и родителей к данной теме. Для того чтобы понять, правильно ли мы подходим к работе над темой православия, решили обратиться за помощью к Серегиной З. Б. Зинаида Борисовна охотно провела ряд консультаций для педагогов нашего детского сада, отметила распространенные ошибки, указала, на что следует обращать особое внимание. Так в нашем детском саду появился ряд праздничных мероприятий, посвящённых теме православия. Мы стараемся проводить их при участии родителей, так как вовлечение их в праздничное действие является лучшим способом установления дружеских и доверительных отношений между педагогом и родителем. Праздник с элементами православия несет в себе большую информационную и воспитательную функцию, в ходе которого дети ненавязчиво получают необходимую информацию и лучше усваивают духовные ценности и нравственные нормы. А когда ещё они видят искреннюю заинтересованность своих родителей во всём происходящем, то у них уже не возникает сомнений в правильности выбора этих ценностей. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников : образное воплощение праздничной идеи; доступное для понимания детей содержание; динамичное развитие действия. А самый главный принцип – он должен развивать духовные качества ребенка. Православные праздники со всеми относящимися к ним обрядами – это источник познания народных традиций, мудрости поколений, русской души, уклада жизни нашего народа.
Широко проводится праздник Рождества Христова. Много внимания отводится предварительной работе (беседы, чтение литературы, знакомство с Библией, приглашаются родители, которые рассказывают о празднике, вместе с ними участвуем в конкурсе «Рождественская игрушка»). Дети, посещающие Воскресную школу, делятся со своими сверстниками о ярких моментах празднования Рождества Христова, знакомят нас с православными песнями, которые глубоко трогают душу каждого, помогают прочувствовать идею праздника. Используем показ презентации о Рождестве младенца Иисуса Христа, который на эмоциональном уровне способствует приобщению воспитанников к православной культуре. Мы верим, что именно на таком празднике у кого-то произойдет первая встреча с Богом.
Осознанно проводится в нашем учреждении праздник «Пасха Христова». Педагоги знакомят с историей праздника через чтение пасхальных рассказов, рассматривание праздничных иллюстраций, изделий народных умельцев (расписные деревянные яйца, куличи). Проводятся беседы, в ходе которых дети с большим удовольствием рассказывают о своих семейных традициях празднования Пасхи. Воспитанники и их родители принимают активное участие в изготовлении «писанок» и различной пасхальной утвари. А наша задача за всеми праздничными приготовлениями помочь детям увидеть, разглядеть и запечатлеть в душе радость ВСТРЕЧИ спасительной вести Воскресения Христова.
Традиционно в нашем детском саду дети старшего дошкольного возраста участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы. С воспитанниками организуются тематические беседы, фотовыставки на тему «Герои моей семьи», посещения «Краеведческого музея». Вся эта работа ведется в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Родители охотно отзываются на просьбы воспитателей и рассказывают детям о том, как и, каким образом, их семья приближала победу. Неизгладимое впечатление производит на детей встреча с живым участников войны. Много раз Киреев Федор Акимович – ветеран ВОВ, приходил в детский сад на мероприятия, посвященные этому великому празднику. При виде героя и его боевых наград дети вдруг неожиданно меняются: они становятся по-взрослому внимательными и серьезными. В их глазах читается уважение к старшему поколению, осознание подвига, которое оно совершило. Как итоговое мероприятие в детском саду проводится утренник, в ходе которого дети проникновенно поют песни военных лет, разыгрывают сценки, читают стихи. Многие семьи воспитанников изготовили «штендеры», и с ними в руках дети шествуют к вечному огню. Всё это способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за русский народ, за Родину. День Победы празднуем с транспарантами прадедов в руках, шествуя с ними в колонне к вечному огню.
С целью расширения знаний детей о традиционных православных праздниках нашего Отечества и приобщения к православной культуре знакомим ребят с праздником Сретения Господня. Рассматриваем икону «Сретенье Господне», такого письма, изображение которого доступно для восприятия ребёнка и воспринимается им как наше культурное наследие. Старшие дошкольники с интересом слушают стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье».
(Рассказать про праздник Святой ТРОИЦЫ)
Всё это наши маленькие шаги вперёд, навстречу с Богом. И в начале этого пути важно, чтобы в сознании у детей и у нас, взрослых, появилась уверенность в том, что Господь добр и будет рад, если мы с открытой душой будем идти навстречу к нему.
И заведующий, и коллектив, и родители заинтересованы в том, чтобы дети встали у истоков православной культуры в стенах нашего учреждения. На основе того опыта, что приобрёл наш детский сад за долгие годы, появилась определённая цель прививать у детей любовь и веру в Бога.
Каждая деятельность дошкольника пронизана добром и желанием творить, созидать.
Работая по данном направлении, я также провела цикл занятий. Они проходили в удобное время, как кружковая работа, где желанными гостями были родители, сотрудники детского сада. Так, на занятие по теме «Квашения капусты» пришла бабушка воспитанника и поделилась своим рецептом, не только рассказала о способе приготовления вкусной квашеной капусты, но и затронула тему русских традиций. Так дети познакомились с православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы.
Больше всего дети полюбили работу с тестом, которую я начала с беседы о быте наших предков. В те времена печь считалась душой русской избы и всё, что готовилось в ней, делалось с любовью. В изделия из теста вкладывалась любовь, душа бабушки, тётушки, мамы, только тогда можно было ожидать нежную мягкую выпечку. При замешивании теста, когда добрые руки вбивали в тесто муку, масло предлагалось помолиться и подумать о том, кого мы хотим порадовать своими румяными пирожками. Добрые помыслы души были залогом хорошей выпечки. Во время таких бесед я пыталась донести до своих воспитанников, что с тех давних пор ничего не изменилось по отношению уважения к труду взрослых. Взрослое поколение понимает и помнит, что с испокон веков на Руси было особое отношение к хлебу. Недаром говорилось: «Хлеб – всему голова». Все эти знания хочется передать детям и заложить в них такое же уважение и бережное отношение к ближнему и его трудам. При подготовке к занятию я замешивала тесто рано утром с теми, кто приходил первый в садик. И отрадно было слышать, что дети интересуются этим, хотят тоже поучаствовать в процессе приготовления теста. Это их настолько увлекло, что часто звучал вопрос: «Когда же мы будем ещё печь?». На Руси каждый праздник сопровождался своеобразной выпечкой. Это я старалась донести до сознания детей на наших занятиях с тестом. Так, мои воспитанники познакомились с традиционной Пасхальной выпечкой – куличами. Самостоятельно изготавливали из теста «жаворонушков», при этом узнали, что на Руси было много святых, и получили возможность рассмотреть икону «Сорок мучеников Севастийских». При этом непроизвольно затрагивалась и тема поста. «В тесто не будем класть яйца, так как идёт Великий пост. Мясо и яйца употреблять нельзя взрослым, а детям – поменьше» - вот такие незатейливые беседы без принуждения зарождали зёрнышки основ православной культуры. После таких мероприятий дети становились добрее, спокойнее. (Рассказать про венегрет)
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ее влияние на нравственное воспитание дошкольников многогранно.
Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
В нашем детском саду систематически проводятся занятия в разделе «Познание предметного и социального мира», «Развитие речи», где ребёнок знакомится с бытом русского народа, с фольклором, с традициями и обычаями.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они связаны с нравственными качествами. Жертвенная и деятельная любовь к людям требует воспитание таких качеств личности, как:
- доброжелательность, стремление совершать добрые поступки;
- терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить
прощение и прощать, стремление примирять сорящихся, не отвечать злом на зло;
- человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих,
ответственность за своё решение;
- честность и правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки,
признавать ошибки;
- ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание;
- трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим
трудом других;
- совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Мы педагоги, понимаем, что все наши начинания должны поддерживаться родителями, мне повезло, в семьях своих воспитанников я такую поддержку нашла. Родители активно участвуют в мероприятия. На наших праздниках играют роли, готовят проекты: «Мое имя при крещении», «Святые земли Нижегородской», «Мой любимый православный праздник», участвуют в конкурсах разного уровня, занимают призовые места, что очень приятно.
Один из путей ко встрече с Богом — это путь служения ближнему, на который Господь неоднократно указывает в Евангелии.
Действительно, Христос сам показывает пример смиренного служения ближнему, когда, например, перед Тайной вечерей он начинает омывать ноги своим ученикам, чем очень смущает их. Христос в их глазах действует, как самый последний раб, и поэтому Петр воспротивился: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). На что Христос отвечает: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15).
И я, как воспитатель понимаю, что Господь дал мне пример в деле воспитания детей, служения малышам. Моя встреча с Богом? Состоялась ли она? А если да, то, как и каким образом? Мне кажется, что мы часто бываем рядом, соприкасаемся, но главная встреча у нас впереди. Как будто за вуалью времени передо мной стоят мои детские впечатления, когда меня и сестру крестили в г. Меленки, не афишируя это. Прабабушка работала в церкви и убедила родителей крестить нас. Тогда я впервые, будучи ещё ребёнком, соприкоснулась с красотой таинства. Это было завораживающе, чудесно, как в доброй сказке. С моими воспитанниками делюсь воспоминаниями о своих встречах с Богом и теми крупинками православия, которые сама приняла. Но самая главная мысль, которой мы можем поделиться с ребенком, эта та, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. Мои маленькие воспитанники с ясельного возраста все носят православные крестики, и я верю, что это поможет малышу встретиться с Богом, только время у каждого своё! Через беседы с воспитанниками стараюсь формировать и у их родителей заинтересованность в приобщении своих детей к основам православия, так как это главный источник нравственного воспитания. Всё, что нам заповедовал Господь, все Его Заповеди актуальны и для нашего современного общества, в частности для меня и моих воспитанников. Очень рада, когда вижу, что мои беседы и знания находят понимание у детей и у родителей. Некоторые семьи моих воспитанников захотели продемонстрировать свои творческие работы, связанные с темой православия, участвуя в епархиальных конкурсах детского творчества.
Рассуждая с коллегами на тему «Что означает встреча с Богом?» подошла к такому выводу: Когда происходит встреча с Богом, это не означает конец земной жизни, это прекрасное изменение в сознании человека и возможность изменить жизнь в лучшую сторону.