МААМ-картинки

Опыт работы тьютора в ДОУ «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»

Белянчикова Елена
Опыт работы тьютора в ДОУ «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы

1 Слайд. «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»

2 Слайд. Не ошибусь, если скажу, что одной из важных и актуальных тем в развитии речи дошкольника, является приобщение к художественной литературе. В современном мире, где активно внедряются компьютерные технологии, сложно увидеть ребенка или взрослого с книгой в руках. Многие родители из-за сложных социальных условий и в силу своей занятности часто забывают читать детям рассказы, сказки или просто поговорить с ребенком. Им проще включить телевизор или компьютер, чем почитать ребенку интересную книгу.

Публикация «Опыт работы тьютора в ДОУ „Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности“» размещена в разделах

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга. Речь влияет на формирование мышления и воображения ребёнка.

Сейчас в детские сады поступает много детей, которые не разговаривают или их словарный запас соответствует запасу годовалого ребенка. Поэтому в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль играет художественная литература.

Вы знаете, что для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться. Таким условием может быть книга. Процесс общения ребёнка с книгой — это процесс становления в нём личности.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка.

Работая, в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, я стараюсь найти оптимальные методы и приёмы, помогающие с помощью художественных произведений активно воздействовать на чувства и разум детей, способствовать развитию их речи.

Вы знаете, что знакомство с книгой начинается уже с раннего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, и т. д. В них проявляется одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

Детей 4-5-го года жизни мы продолжаем знакомить с художественной литературой, фиксируем их внимание не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Учим детей отвечать на вопросы, ведь правильно поставленный вопрос заставляет их думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, мы помогаем детям почувствовать красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, раскрываем взаимные отношения героев, общую важность описываемого события, обращаем внимание детей на то, какими словами автор описывает самих героев, их поступки. По изучаемому литературному произведению подбираем вопросы определяющие понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

6 Слайд. В работе с детьми 6-го года жизни мы реализуем задачи по воспитанию у детей любви к книге : способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух, музыкальность, интонационную выразительность и ритмичность поэтической речи, понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Для того чтобы работа с книгой велась в системе, в группе составлен перспективный план на год по изучению художественной литературы на занятиях и в свободное время. Имеется тематический план работы по формированию представлений детей о труде взрослых с изучением художественной литературы по этой теме. За основу я беру тематический план учителя-логопеда и воспитателя.

Работа по развитию речи детей даёт основание утверждать, что целенаправленные, системные знания, которые дети получают в детском саду по ознакомлению с художественной литературой, способствуют развитию умственной и речевой активности ребёнка.

7 Слайд. Тематика занятий разнообразна: это могут быть времена года, мир животных, растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей. Например, при формировании у детей знаний и представлений о труде строителей сначала проводим прогулку по жилому массиву, рассматриваем с детьми набор иллюстраций о строителях, идем на экскурсию к строящемуся дому, на строительную площадку, читаем художественные произведения о строителях (С. Баруздин «Кто построил этот дом?», В. Маяковский «Кем быть?», М. Пожарова «Маляры»). После такого объёма информации интерес детей налицо и в итоге - подробные рассказы. Дети рисуют и лепят дома, играют в строителей. Они делятся своими впечатлениями со сверстниками, рассказывают родителям, как и где, строится дом, люди каких профессий принимают участие в строительстве. Таким образом, у детей формируется связная речь.

8 Слайд. Вначале мы развиваем у детей интерес и потребность в чтении и восприятии книг через знакомство с книжным центром, в котором находятся программные и любимые литературные произведения детей. Уединившись, наши воспитанники независимо от нас рассматривают, исследуют и изучают книги. Тем самым дети приобщаются к книгам, у них формируется бережное отношение к ним, развивается самостоятельная познавательная активность, кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

При обучении старших детей, мы учим отмечать выразительные средства, помогающие более глубокому осмыслению содержания литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. Мы знаем, что в этом возрасте они уже могут распознавать литературные произведения и характерные особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и уловить художественные преимущества сказки их глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им понравились и надолго запомнились поэтические образы.

9 Слайд. Все мы помним, как в детстве родители читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И если ребенку постоянно читают сказки, то, мы видим, как загораются глаза малышей, сколько любопытства светится в них, когда мы говорим.

Скажите детям, что у сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка, есть глаза, в которых отражаются небеса. Косы, которые струятся как водопад. Руки, как два легких крыла. Наверное, она похожа на птицу Гамаюн, которая была воплощением мудрости самого Велеса - бога удачи и плодородия. Она могла поведать обо всем на свете! O небе и земле, o звездах и ночи, также o многих других вещах, неподвластных простым людям.

9 Слайд. Большая работа по ознакомлению с художественной литературой происходит в НОД, в которой мы используем наглядные, словесные и практические методы работы. Наглядные методы позволяют нам демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например, купание медвежат, белку в полёте, Змея Горыныча и Василису Премудрую. Это позволяет ребёнку, не только представить, но и увидеть героя книги. Например, при изучении темы «Птицы», мы читали детям произведения: «Скворец» Г. Снегирёва и «Птичка» Л. Толстого. Перед занятием рассматривали иллюстрации птиц, слушали магнитофонную запись их пения. Особое впечатление на детей произвела быль «Птичка». Произведение пронизано чувством глубокой жалости к птице и искренней печали героя рассказа - виновника её гибели. Беседуя с детьми, мы задавали им вопросы: Как мальчик заботился о птичке? Почему погибла птичка? Можно ли назвать Сергея злым, ведь он не думал, что птичка погибнет? Содержание рассказа заставило детей задуматься о поступках героя. Такие книги учат детей думать, делиться своими мыслями, сопереживать героям, оценивать их поступки.

10 Слайд. Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Развивая общение на основе речи, мы одновременно решаем две задачи: развитие понимания речи и формирование навыков активного использования словаря в коммуникативных целях. Свои впечатления от прочитанных произведений дети отображают в творческих рассказах, в коллективных пересказах произведения. Особенно ярко это проявлялось в НОД по ознакомлению с творчеством В. М. Васнецова. Дошкольники не только составляли рассказы по картинам В. М. Васнецова: «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван-царевич и Серый Волк», но и выполнили домашнее задание. Дети поместили всех сказочных героев с картин художника в одну сказку. Кто-то из детей придумал и нарисовал эту сказку сам, а некоторым помогли родители. В своих сказках и рисунках они передали наиболее яркие впечатления, выражая своё отношение к героям и событиям.

Считаю, что такие задания значительно повышают уровень речевого развития дошкольников, развивают не только монологическую речь, но и звуковую культуру речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй речи.

11 Слайд. Основной и ведущей деятельностью в детском саду является игра. Во время сюжетно-ролевых игр дети демонстрируют то, как они усвоили материал на занятиях. В ходе таких игр пополняется словарный запас, дети учатся употреблять слова в правильной грамматической форме, строить диалогическую речь.

Книга влияет на развитие воображения ребёнка, обогащает его игры. Так, слушая чтение книги И. Винокурова «Самолёт летит», дети узнали много нового о самолётах. Под влиянием книги дети стали играть и представлять себя то лётчиками, то радистами, то штурманами. Дети строили красивые постройки ангаров, аэродром, а вечером рассказывали родителям, друзьям в какую занимательную игру они играют.

12 Слайд. Воспитательная ценность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что они объединяют детей в дружный коллектив, вызывают у них желание, играя, создавать красивые постройки, расширяют их кругозор, а также оказывают специфическое воздействие на развитие речи : способствуют совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

В свободное от занятий время мы читаем детям разные произведения художественной литературы. Им интересны длинные истории с продолжением. Так нами были прочитаны: «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Путешествие Незнайки» Н. Носова, «Домовёнок Кузя» Г. Александровой и другие. Ребята постоянно спрашивают: «Когда будем читать? Что будет дальше?»

13 Слайд. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

При поддержке родителей мы прививаем детям любовь к художественной литературе. ФГОС ДО позволяет нам варьировать в работе с детьми разные формы и методы по ознакомлению их с художественной литературой.

14 Слайд. В результате данной работы наши дети :

В результате проведенной работы по развитию речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности средствами художественной литературы дошкольники :

овладевают литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и в составлении собственных высказываний;

способны вступать в контакт с взрослыми и сверстниками (слушают, спрашивают, отвечают, возражают, объясняют);

знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

знакомы с многими художественными произведениями известных авторов.

Мы хотим видеть наших детей с хорошо грамотной развитой речью, с богатым словарным запасом слов, с умением грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить, поэтому просто читаем им интересные, хорошие книги, больше общаемся и разговариваем с ними. Ведь еще Г. Остер по этому поводу говорил: «Читайте детям не нотации, а книги».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленностиСовместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы тьютора в ДОУ «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»
Опубликовано: 15 августа 2022 в 17:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы тьютора в ДОУ «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»» (включая файлы) размещена пользователем Белянчикова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД