Юлия Кузнецова
Опыт организации службы психолого-педагогического сопровождения в школе для слепых и слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт организации службы психолого-педагогического сопровождения в школе для слепых и слабовидящих детей.
Автор: Кузнецова Юлия Леонидовна, педагог-психолог
ГБОУ школа-интернат №1 им. К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Публикация «Опыт организации службы психолого-педагогического сопровождения в школе для слепых и слабовидящих детей» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Психология школьников
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Аннотация: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ - это комплексная система помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией. В данной статье будет представлен опыт организации службы сопровождения в школе для слепых и слабовидящих детей.
Ключевые слова: Психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, нарушение зрения, особые образовательные потребности.
Annotation: Psychological and pedagogical support of children with disabilities is a comprehensive system of assistance to a child and his parents in solving problems related to development, education, upbringing, and socialization. This article present the experience of organizing an escort service at school for blind and visually impaired children.
Keywords: Psychological and pedagogical support, disabilities, disabled children, visual impairment, special educational needs.
Специфика психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения заключается в организации грамотного сопровождения, осуществляемого с учётом интеллектуальных возможностей ребёнка, рекомендаций специалистов и врачей, в тесном сотрудничестве с семьёй. Исследованием особенностей психического развития слепых и слабовидящих занимались ряд авторов (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, М. И. Земова, и др., которые описывают в своих работах физиологические, психические и психологические особенности детей с нарушением зрения. Современными тифлологическими исследованиями доказано, что в условиях адекватного воспитания и обучения слепых и слабовидящих происходит процесс компенсации, под которой понимается возмещение, преодоление утраченных или нарушенных функций, обусловливающие процесс перестройки психики, ее адаптации к новым условиям жизни имеющихся нарушений (Л. С. Выготский, Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.) [3, c. 21]. Имеют свои особенности и родители детей с нарушением зрения [5].
В статье представлен практический опыт организации службы психолого-педагогического сопровождения (Службы сопровождения) в школе-интернате №1 им. К. К. Грота. Перечисленные формы взаимодействия позволяют учитывать особенности участников образовательного процесса в организации психолого-педагогического сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для обучения слепых и слабовидящих учащихся с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
• психологическая поддержка и сопровождение учащихся;
• диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития учащихся;
• содействие в построении индивидуальной траектории образования;
• содействие позитивной социализации учащихся;
• психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
• содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
• психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) учащихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
Работа Службы сопровождения осуществляется по данным направлениям:
• психологическая диагностика (индивидуальная, групповая);
• консультативная деятельность;
• психологическая профилактика;
• психологическое просвещение;
• психологическая коррекция;
• организация взаимодействия участников образовательного процесса с целью решения задач сопровождения
Специалистами Службы сопровождения являются: социальный педагог, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Ведущими специалистами являются педагоги-психологи.
Участники сопровождения: классные руководители, учителя, тьюторы, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Основными организационными структурами, обеспечивающими обмен информацией и взаимодействие специалистов и участников сопровождения, являются:
- психолого-педагогические консилиумы (ППк)
- родительские собрания,
- Родительский клуб,
- работа Службы медиации школы.
Особенности организации работы психолого-педагогического консилиума (ППк).
Целью работы ППк является созданиe оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Постоянными членами ППк являются специалисты сопровождения. ППк работает на основании соответствующего Положения, специалистами проводятся плановые и внеплановые заседания.
Основными задачами деятельности ППК являются:
• Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения.
• Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
• Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения учащегося конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
• разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
• разработку индивидуального учебного плана;
• адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
• предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника, оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь
Особенности организации деятельности Родительского Клуба.
В школе-интернате создан Родительский клуб «Вместе весело шагать».
Целью деятельности Клуба является установление единства в воспитании учащихся педагогическим коллективом и семьёй, укрепление связей между семьёй и школой.
Основными задачами является:
• Объединение родителей и педагогов для взаимодействия в неформальной и доверительной атмосфере;
• Общение и обмен опытом в решении вопросов;
• Повышение психологической и педагогической грамотности родителей;
• Повышение ответственности родителей за выполнение обязанностей по воспитанию детей;
• Оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Основные мероприятия:
• Встречи в разных форматах (семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, занятия с элементами тренинга, творческие мастерские)
• Повышение педагогической культуры родителей с помощью привлечения других специалистов (обучение Брайлю, информационные встречи с учителями- предметниками)
• Знакомство родителей с возможностями школы (сенсорная комната, библиотека, «Сад ощущений», ОДОД и так далее)
Встречи Родительского Клуба организовываются и проводятся специалистами Службы сопровождения школы-интерната на регулярной основе (согласно расписанию) на территории школы или с применением дистанционных технологий.
Опыт создания современных ресурсов для оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса с применением дистанционных технологий.
Психологическая онлайн служба «Пишите, мы поможем!». С целью снижения уровня тревожности и конфликтности участников образовательного процесса создан электронный почтовый ящик psyhologigrota@grot-school.ru. Каждый желающий может написать на эту почту письмо с обращением любого содержания и получить помощь. Все обращения обрабатываются психологами школы и при необходимости переадресовываются конкретному представителю администрации в ближайшее время. Конфиденциальность соблюдается.
Данный ресурс позволяет педагогам и администрации школы-интерната получать информацию о проблемах, возникших у учащихся и родителей и своевременно разрешать их,
снизить уровень конфликтности, получить психологическую помощь или консультацию. Для учащихся и родителей ресурс позволяет получить психологическую помощь или консультацию.
Ресурс позволяет:
• снизить уровень напряжённости между участниками образовательного процесса;
• разрешить конфликтные ситуаций между учителями и родителями;
• улучшить взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Организация YouTube канала (сообщества) «Дети Грота, объединяемся».
Целью создания YouTube канала является привлечение творческого потенциала обучающихся, родительской общественности и педагогов к участию в совместной деятельности, а также организация взаимодействия и коммуникации с участниками образовательного процесса с применением дистанционных технологий.
На регулярной основе педагогами-психологами школы создаются короткие (7-10 мин.) ролики, снятые и смонтированные по заранее обсуждённому сценарию и плану на заданную тему. Видео ролики снабжены тифлокомментариями, снимаются и озвучиваются с учетом особенностей слепых и слабовидящих обучающихся.
Основные задачи:
• развитие личности обучающихся в различных видах общения и деятельности с учетом их индивидуальных, психологических и физиологических особенностей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
• создание условий для развития творческого и креативного мышления;
• освоение современных информационных технологии, открывающих возможности успешной позитивной социализации и профессионального самоопределения;
• повышение уровня самооценки;
• освоение техник тайм-менеджмента;
Основные результаты деятельности данного ресурса: у обучающихся школы-интерната появилась возможность осваивать современные информационные технологии, пробовать применить новые подходы к организации своей деятельности. Реализовывая свой творческий потенциал, обучающиеся становятся увереннее в себе, повышается их самооценка. Опыт участия в подобных проектах открывает новые возможности для успешной социализации и самоопределения детей с ОВЗ.
Литература:
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – Москва : Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
3. Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 600 с.
4. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. - М. : "Полиграф сервис", 2000. - 250 с.
5. Хайрудинова Р. И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744