Ольга Ярова
Опыт «Обучение грамоте детей старшего дошкольного через технологию В. В. Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения, становления опыта
Обучение грамоте включено в образовательную область «речевое развитие» и состоит из трех направлений работы с детьми дошкольного возраста : развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой стороной языка и подготовка руки к письму.
Публикация «Опыт „Обучение грамоте детей старшего дошкольного через технологию В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Главное условие успешного обучения грамоте – сформированность фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи). В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
В 2016 - 2017 г. по результатам педагогического мониторинга в новом контексте образовательной деятельности Ю. А. Афонькиной у детей старшего дошкольного возраста я заметила недостаточно высокие показатели по двум направлениям образовательной области «речевое развитие». По направлению «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» выявлены следующие мониторинговые показатели: высокий уровень эффективности педагогических воздействий – 35%, средний – 44%, низкий – 21%.По направлению «формированиезвуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте» : высокий – 29 %, средний – 50 %, низкий – 21 %.
В соответствии с требованиями ФГОС, к целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе его завершения) относятся следующие достижения ребенка:«…может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
Я пришла к выводу, что использование разнообразных традиционных методов и приемов для успешного формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста уже недостаточно. Необходимо искать новые пути решения данной проблемы с целью достижения более высоких результатов в работе и более высокого уровня речевого развития воспитанников.
Обсудив эту проблему с коллегами, я стала внимательно изучать новые методики по обучению грамоте, которые предлагает современное образовательное пространство. В частности, меня заинтересовала игровая педагогическая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»,которая включает в себя комплект "Чтение через игру", а также другие игры, способствующие развитию у детей предпосылок грамотности.
"Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета.
Все игры Воскобовича, в первую очередь, отличаются тем, что построены на основе сказки. Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя.
Стремление включить игры В. В. Воскобовича в образовательную деятельность детского сада, побудило меня составить систему занятий по обучению грамоте, внедрение которой осуществлялось в течение 2017 – 2019 гг.
Таким образом, мною были сформулированы цель и задачи работы в этом направлении.
Цель
Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи
• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.
• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность опыта
Данная тема является актуальной, так как использование современных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Как показывает опыт, ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.
Передо мной встала острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – не всегда работает. От педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка, требованиями программы и финансовыми возможностями.
Овладение ребенком основам грамоты - очень сложный процесс. Для того чтобы превратить сложный процесс обучения грамоте, чтению в занимательную, интересную игру на помощь пришла игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Использование развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича в педагогическом процессе позволило мне перейти от привычных занятий по обучению грамоте к познавательной игровой деятельности. К развивающим играм разработано методическое сопровождение в виде сказок фиолетового леса.
Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом события, проживает веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героями препятствие и добивается успеха.
Благодаря тому, что развивающие игры В. В. Воскобовича являются для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в правильной организации образовательного процесса, при которой игры В. В. Воскобовича для дошкольников могут широко использоваться на практике для развития фонематического слуха и формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Теоретическая база опыта
В. В. Воскобович в настоящее время живет в Санкт-Петербурге. По специальности Вячеслав Вадимович инженер - физик.
Как признается сам Вячеслав Вадимович, в педагогику его «привели» собственные дети, его сыновья, а также небольшой выбор игрушек в эпоху Перестройки. Пытаясь найти альтернативу обычным игрушкам, он изготовил из подручных материалов первую игру «Геоконт». Таким образом, человек без педагогического образования решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Вначале он опирался на работы и подходы Н. А. Зайцева и Никитиных Б. П. и Е. А., которые формировали незаметное развитие детей во время повседневного времяпрепровождения. Но тем не менее копировать чужое Вячеслав Вадимович не стал, поэтому его игры и вызвали такой интерес.
Действительно, первые игры, которые появились в начале 90-х, «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание.
С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде, а потом и за его пределами.
В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.
У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорфский детский сад, другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории.
Чуть позже автор организовал фирму по выпуску игр, где воплощает в жизнь множество своих гениальных идей. Он собрал творческий коллектив единомышленников и в его коллекции уже более 60 игр, которые постоянно пополняются, удивляют своим многообразием и многофункциональностью. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции.
В настоящий момент ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий автора.
Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр.
Новизна опыта
Данный опыт является синтезом уже существующего подхода к использованию технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте старших дошкольников и материалов из личного опыта работы.
Изучив нормативно – правовые документы, методическую литературу по обучению грамоте, технологию «Сказочные лабиринты игры», я разработала перспективный план работы, который заключается в использовании игр из вышеупомянутой технологии не только на занятиях по обучению грамоте, но и в свободной деятельности, и в рамках индивидуальной работы.
Не все игры, предложенные автором, были использованы мною в оригинальном виде. Некоторые игры я скорректировала и адаптировала к конкретным условиям реализации, в частности, к методике, по которой мы работаем (Н. С. Варенцова).
Кроме этого, иногда из технологии я использовала только сюжетную линию и героев, при этом вводила задания, добавленные из личного опыта работы; или только игру, придумывая вместе с детьми другие сказочные сюжеты; или материалы для изготовления игр, предложенные В. В. Воскобовичем. Но, так или иначе, везде прослеживается задумка автора.
Единственный недостаток игр В. В. Воскобовича, а именно их дороговизна, я превратила в достоинство. Изучив подробнее игры, я определила для себя, что часть пособий можно сделать своими руками.
Поэтому отличительная особенность работы в данном направлении – использование игр, сделанных своими руками.
Технология опыта
Работа по теме опыта велась в течение 3 лет.
Первый этап – начальный - 2017 год.
На начальном этапе мною была сформулирована цель и задачи.
Цель
Создание системы занятий с использованием игр В. В. Воскобовича, способствующих формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи
• Раскрыть сущность обучения грамоте как одной из задач речевого развития.
• Описать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Разработать занятия с применением технологии В. В. Воскобовича для детей 6-7 лет, направленных на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Затем для организации занятий по освоению детьми игр В. В. Воскобовича мною была проведена следующая предварительная работа:
• изучила нормативно – правовую базу;
• подобрала методическую литературу;
• разработала перспективный план работы по внедрению игр В. В. Воскобовича в образовательный процесс;
• разработала конспекты занятий;
• создала картотеку развивающих игр В. В. Воскобовича;
• провела консультацию для родителей «С чего начинать обучение грамоте»;
• приобрела оригинальные игры;
• изготовила игры своими руками;
• приняла участие в научно - практическом всероссийском веб-семинаре «Технология «Сказочные лабиринты игры» в ДОО и школе»;
• провела родительское собрание на тему «Развивающие игры Воскобовича – что это?»;
• оформила в группе интеллектуально-игровой центр, выполненный на щите в форме аппликации «Фиолетовый лес», «населенный» персонажами сказок.
Второй этап – основной – 2018 – 2019 год.
Третий этап – заключительный – 2020 год.
Вячеслав Вадимович выделяет 3 блока развивающих игр:
• универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
• предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или обучению грамоте;
• конструктивный блок – различного рода конструкторы.
На занятиях по обучению грамоте я использую игры всех трех блоков. Для меня очень важно заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития.
Работа в системе с играми В. В. Воскобовича, имеющими развивающий характер, позволяет успешно формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте у детей и достичь более высокого уровня развития детского интеллекта.
Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.
В связи с этим, можно выделить следующие отличительные особенности данной технологии :
• Многофункциональность. Одна игра способна решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, звуковую активность, речь, познавательные способности, реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждой игре. Мы с детьми что-то придумываем и тут же воплощаем свои «задумки» в действительность.
• Вариативность: игровые задания мы корректируем или придумываем свои.
• Сказочность методик: Фиолетовый лес, Поляна золотых плодов, Озеро Айс,персонажи - малыш Гео, Околесик, Ворон Метр, Паук Юк и многие другие. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается. Игры объединяет единое сказочное пространство. Все инструкции к играм – это сказки Фиолетового Леса. «Фиолетовый лес» - это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. Сказка – прекрасная возможность повысить эффективность обучения детей дошкольного возраста. Забавные персонажи, увлекательные приключения помогают заинтересовать их. Это сказочный сюжет, в который включены проблемно-поисковые вопросы и интеллектуальные задачи. Очень удобно - читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии "Сказочные лабиринты игры" - авторские.
• Возрастная направленность: от 2 до 10 лет и старше. Одну и ту же игру можно использовать и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает упражнения в одно-два действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей. Лучше всего у детей развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
• Универсальность по отношению к программам. Как показала практика, игры прекрасно вписались в методику Н. С. Варенцовой, по которой мы работаем.
• Творческое начало. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие.
В своей практике я применяю следующие технологии :
• Здоровьесберегающая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз)
• Информационно-коммуникационная технология (компьютер, проектор)
• Игровая
• Технология исследовательской деятельности
• Личностно - ориентированная технология
Продолжительность занятия по обучение грамоте составляет 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Также на втором этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Виды деятельности
• Игровая.
• Двигательная.
• Коммуникативная.
При этом задействованы 3 формы организации детей
• Индивидуальная
• Работа в парах
• «Мозговой штурм».
Результативность
Для подведения итогов эффективности применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста провожу мониторинг в начале и конце учебного года. Индивидуальное развитие детей выявляется в результате педагогического мониторинга в новом контексте образовательной деятельности Ю. А. Афонькиной.
После итоговой диагностики можно выделить существенные положительные изменения в речевом развитии дошкольников.
По направлению «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» высокий уровень эффективности педагогических воздействий вырос с 35% до 69 %.
По направлению «формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» высокий уровень эффективности педагогических воздействий вырос с 29 % до 67 %.
Диагностика по уровню речевого развития доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:
1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка.
3. Создает условия для личностного развития.
Таким образом, использование технологии В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному решению задач обучения старших дошкольников по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Адресная направленность
Данным опытом могут пользоваться воспитатели, специалисты, родители с целью ознакомления с условиями использования технологии В. В. Воскобовича при обучении грамоте.
Внедрение развивающих игр в образовательную деятельность заключается в планировании внутренней системы взаимодействия по всем направлениям: работа с детьми, родителями, воспитателями и специалистами учреждения.
Библиографический список
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2009
2. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2007
3. Воскобович В. В. «Гео-Метри-Я» - М., 2007
4. Воскобович В. В. «Тайна ворона Метра» - М., 2007
5. Воскобович В. В, Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2015 г.
6. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2010 г.
7. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М. : Просвещение, 2008.
8. Карелина С. Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В. В.» - Воронеж, ИП Лакоценина С. С. ,2012
9. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.
10. Электронные ресурсы.