Филатьева
Дидактическое пособие «Фразовый конструктор» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию работу с «Фразовым конструктором" в группе с детьми ОВЗ. [/h3]
Немного из истории
А вы знали, что помогало общаться и делиться информацией нашим древним предкам? Верно, стена пещеры. Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки. Как в древнем мире, так и современном мы можем заметить, что дети с удовольствием и наслаждением рисуют на стенах. Этот процесс помогает им самовыражаться, развивает воображение и мышление. Педагоги задались вопросом, как же использовать этот интерес в образовательном процессе? Зная о том, что ведущим видом детской деятельности является игра, родилась идея объединить эти два процесса, так появилась технология «Говорящая стена». Но она не была бы такой эффективной без речевых конструкторов.
«Фразовый конструктор» - что же это такое?
Это наглядная опора для глаз ребенка, благодаря которой дошкольник формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов. Обучение построению фраз происходит с опорой на зрительное внимание, ребенок может не только слышать, но и видеть речь. Таким образом идет НЕ заучивание слов и предложений, а формирование языковой способности ребенка.
Существуют несколько этапов работы с Фразовым конструктором:
1. Составление словаря ребенка
Ребенку показываются картинки, где он их должен назвать. Если ребенок не знает как называется картинка, педагог ему помогает. таким образом идет закрепление и обогащение словаря воспитанника.
2. Формирование глагольного словаря
Тут идет работа на основе знакомства с фотографиями детей и их реальными действиями, в процессе можно дать имена детям на фотографии. Например: "Коля, ест"
3. Работа с прилагательными
Даются картинки, на которых изображены цвета и предметы. Лучше начинать с более знакомыми для детей предметами и цветами. И начинаем постепенно учить согласовывать прилагательное с существительным. Например: "Красный велосипед"
4. Работа с предлогами
Показываем ребенку сюжетную картинку животного ("Котенок лежит под коробкой") и пиктограмму предлога ("Под"). Просим ребенка подобрать аналогичную картинку ("Щенок лежит под коробкой"). Главное дать понять ребенку, что предлог заменяете пиктограммой.
5. Работа с пиктограммой (слова-действия).
Показывается пиктограмма, на которой отображается какое-то действие ("Прыгать", "Ехать".) и начинаем проговаривать эти действия с ребенком.
6. Работа с предлогом и прилагательным


После того как ребенок освоил прилагательное, пиктограмму и предлог можем приступать к планшету из 3, 4 и 5 ячеек с использованием предлогов и прилагательных. Как только ребенок ознакомился со всеми этапами конструктора, переходим к планшетам по составлению фраз и предложений.
Планшеты предполагают разные задания:
1. Составь фразу, меняя действия;
2. Составь предложение, меняя дополнение
3. Подбери пиктограмму
4. Составь фразу, предложение
5. Составь фразу, меняя персонажей.

Планшеты
Результат
Работая с «Фразовым конструктором», я наблюдаю что у детей обогатился словарный запас, предложения детей стали приобретать правильный вид. Такой конструктор эффективен в работе с детьми ОВЗ по всем образовательным областям.