Нина Николаевна Крашенинникова
Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР
ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ
Сборник статей Международной научно - практической конференции
1 октября 2016 г., Часть 2, Уфа НИЦ АЭТЕРНА
Н. Н. Крашенинникова
воспитатель МБДОУ №144
г. Красноярск, Российская Федерация
С. Е. Филиппова
учитель - логопед МБДОУ №209
г. Красноярск, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТНР
Публикация «Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР» размещена в разделах
Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает использование новых развивающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как
132 конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет взаимодействовать взрослому и ребенку в различных видах деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, коммуникативной и конструировании.
В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в работе с дошкольниками ЛЕГО – технологии. Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».
Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. ЛЕГО - технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с
высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
Одним из принципов ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. С помощью ЛЕГО легко создать образовательную игровую ситуацию, в которой ребёнок выбирает объект своего интереса, а педагог, включаясь в игру, реализует
образовательные задачи. Выбором ребенка педагог опосредованно может управлять, изменяя ЛЕГО - среду и предлагая новые объекты для исследования. Например: в игровом уголке находятся различные постройки из ЛЕГО - конструктора : дом, сад, поезд, грузовик, фигурки людей и животных и т. д. Педагог предлагает ребенку: «Во что мы сегодня
поиграем?». Ребенок выбирает объект своего интереса, а педагог, подстраиваясь к нему, дополняет игру познавательными, исследовательскими, сюжетными играми: «Достроим дом», «Кто живет выше, а кто ниже», «Покажи, как машина объехала дом, заехала в гараж,
выехала из гаража», «Подними на подъемном кране зеленый, маленький кубик» и т. д. Такое использование ЛЕГО - ситуаций больше характерно для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Основной задачей коррекционной работы с детьми данного возраста является овладение диалогической речью. Для развития диалогической
речи, правильного построения связного высказывания постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что - то. Говорить о чем - то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. Для детей старшего дошкольного возраста с ТНР возможностей ЛЕГО для решения образовательных и коррекционных задач становится гораздо больше. Одним из основных применений ЛЕГО - технологий является обучение конструктивно - игровой деятельности,
приемы которой направлены на развитие дифференцированного восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности и персептивных процессов. Вот некоторые из приемов: - показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО - элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, педагог может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли
другие;
- предъявление речевого образца. В процессе обучения педагог должен предъявлять детям образцы речевых высказываний
- выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми;
- использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО - элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.
- конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико - грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ТНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
С использованием «ЛЕГО» работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно - временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети
с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.
ЛЕГО - конструктор используется на занятиях по формированию элементарныхматематических представлений с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам; можно использовать как условную мерку при сравнении предметов по длине, ширине, массе («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи
числовой ряд», «Где больше?» и т. д.).
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром ЛЕГО используется в
экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т. д.). С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Мой город», «Моя улица», «Животные Африки»
и т. д., которые в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно - игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Применение ЛЕГО на коррекционных занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: развитию лексико - грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи; постановке и автоматизации звуков в ходе игры; овладению звуко - буквенным анализом и слого - звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым
обозначением гласных, твердых и мягких согласных); формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма); развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного
мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО - технологий делает коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Список использованной литературы :
1. Блохина Н. Н. Использование ЛЕГО - технологий в логопедической работе с детьми
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М., 2001.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно - игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. – М., 2003.
4. Михеева О. В., Якушкин П. А. LEGO : среда, игрушка, инструмент / О. В. Михеева,
П. А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.
5. Михеева О. В., Якушкин П. А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О. В. Михеева, П. А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.
6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. – М., 1999.
© Н. Н. Крашенинникова, С. Е. Филиппова__2016