Анастасия Паук
Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР (выступление на пед. совете)
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…».
М. Горький
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, какой основной вид деятельности у детей дошкольного возраста?
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.
В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Публикация «Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР (выступление на пед, совете)» размещена в разделах
В педагогической практике мы часто встречаем детей с таким речевым нарушением как общее недоразвитие речи (недоразвитие всех компонентов речевой деятельности – грамматики, звукопроизношения, связной речи)
Такие дети, помимо речевых проблем, испытывают и психологические трудности, такие как:
1. Дефицит внимания;
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Низкий уровень мотивации к обучению.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих технологий, эффективность которых очевидна. Одним из таких является использование игровых технологий в коррекционно- развивающей работе по развитию всех сторон речи у детей с ОНР.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Работу по развитию речи с использованием игровых технологий можно проводить :
- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми, учитывая принцип интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместной деятельности воспитателя с ребенком, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Руководствуясь собственным опытом и изученной литературой, я выделила несколько групп игр, используемых при работе с детьми с ОНР.
1. Словесные игры, направленные на развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)
Игры «Большой – маленький», «Скажи наоборот», «Один-много» и другие;
2. Словесные игры, направленные на формирование связного высказывания, связной речи. Среди них игры «Кто чем питается?» «Кто где живёт?», разработанная мною игра «Путаница», «Так бывает или нет?» и другие.
3. Словесные игры, направленные на развитие общей и мелкой моторики рук, подвижности и точности движений артикуляционного аппарата.
4. Сюжетно-ролевые игры, наиболее эффективно способствующие развитию умения грамотно строить диалог.
5. Игры, способствующие развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
6. Настольные игры с правилами для автоматизации и дифференциации звуков.
С педагогами проводится несколько игр: «Один-много», «Скажи наоборот», «Собери пиццу».
Итак, на примере проведенных игр, мы видим, что в рамках одной игры мы решаем сразу несколько важных дидактических задач: развиваем одновременно грамматику, лексику, ВПФ и мелкую моторику.
Больше играйте с детьми, совершенствуйте свои профессиональные навыки в этой области, и плоды ваших трудов не заставят себя ждать!