Валентина Королева
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Задача учителя-логопеда научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации (Доман Г. Гармоничное развитие ребенка).
Публикация «Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки положительных привычек безопасного поведения, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Следовательно, проблема формирования безопасного поведения у детей с ОНР не только задача воспитателей, но и учителя-логопеды. Ведь самое дорогое, что есть у человека – жизнь и здоровье. И будь ребенок «трижды отличник», но не разбирающийся в данной проблеме, вряд – ли он не растеряется в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Исходя из этого, фронтальные занятия мы строим таким образом, что, помимо развития всех компонентов языковой системы, дети получают на них информацию об окружающем мире, о различных сферах человеческой жизни, у них формируется познавательная деятельность.
Работая с детьми ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование игровых технологий в логопедической работе.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Одной из эффективных форм поведения отчетных итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Вопрос на засыпку», «Брейн-Ринг», «КВН», «Сто к одному», «Счастливый случай» и др. В них сохранились соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.
Регулярное проведение мероприятий именно в такой форме обусловлено рядом причин.
Во-первых, участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, повышает их мотивационную направленность, способствует расширению словарного запаса и развития связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово. Ведь если каждое занятие будет похоже одно на другое, ребенок теряет интерес, поэтому мы стараемся внести в игру элементы новизны, занимательности. Проживание ребенком событий, различных проблемных ситуаций, накопление опыта решения проблем является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
Во-вторых у дошкольников с ОНР повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.
В-третьих, в числе важных факторов, влияющих на воспитание детей в ходе таких праздников и развлечений - деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, самоутверждается, мыслит нестандартно, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае, борется за достижение лучших результатов. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, пробуждает любознательность и интерес к победе.
В-четвертых, немаловажную роль в повышении результативности работы играют ценностные установки и знания у родителей. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение таких мероприятий оказывает эффективное воздействие. Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.
Целью таких игр является формирование связной речи, расширение словарного запаса дошкольников с ОНР, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей в выбранных тематиках, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе.
Таким образом, в ходе проведения познавательно-развлекательных игр, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Подобные игровые методы обучения дают возможность обобщения и систематизации знаний детей, публичному доказательству своих мыслей и выводов, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний, позволяют детям почувствовать свою успешность, формируют навыки взаимодействия в коллективе.