татьяна викторовна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим актуален вопрос о внедрении в практику работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, способствуют его укреплению.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
По В. А. Деркунской, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников. Их задачи:
- формировать осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
- накапливать знания о здоровье;
- развивать умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
- формировать валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Это технологии личностно - ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Эффективность положительного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.
Тенденция к ухудшению речи дошкольников, снижение уровня коммуникативных умений и навыков определяют необходимость повышения знаний о важности коррекционно - развивающей работы и развития речи детей.
Кроме того, у детей с нарушениями речи, как правило, ослаблено и общее физическое здоровье : у некоторых дошкольников есть хронические заболевания, снижен иммунитет. Из практики следует, что число детей с 3 группой здоровья увеличивается год от года: в этом учебном году в логопедическую группу зачислены 14 детей, из них с 1 группой здоровья - 3 ребёнка, со 2 группой здоровья - 10 детей, с 3 группой здоровья - 1 ребёнок.
Попадая в логопедическую группу, ребёнок вынужден «трудиться» значительно больше, чем в обычной группе детского сада, поскольку должен не только усвоить знания и умения, предусмотренные программой, но и приложить усилия для преодоления своих речевых дефектов. И конечно, при такой нагрузке и ослабленном здоровье он испытывает коллосальные трудности. И задача педагогов - исправить речевой дефект, но при этом важно, чтобы ребёнок не переутомлялся.
Только комплексное воздействие на дошкольника даст положительную динамику речевого развития. Использование методов и приёмов коррекционной работы по преодолению нарушений речи способствуют не только исправлению дефектов речи, но и формированию определённых психических процессов. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты.
Непосредственно образовательную деятельность мы проводим в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя (слушают, рассматривают удалённые предметы, а часть - сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Поначалу дети могут стоять не более 3 - 5 минут. Затем они могут проводить стоя до половины занятия.
Особое место в коррекционной работе занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения.
Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем схемы зрительных траекторий. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, и детям предлагаем найти глазами какую - либо игрушку или фигуру, затем «пробежать» глазами по кругу в обратную сторону, затем снизу вверз, сверху вниз.
В процессе зрительно - пространственной активности детям предлагаем найти зрительный материал в пространстве группы.
Также проводим дыхательную гимнастику. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию.
У дошкольников с речевыми нарушениями, прежде всего необходимо развивать объём лёгких, грудобрюшной тип дыхания, что в дальнейшем позволяет перейти к развитию такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
В играх и упражнениях на развитие дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. Закрепление правильного речевого дыхания синхронизируется с движениями глаз, пальцев рук.
Обязательно во время НОД необходимо проводить физкультминутки, тесно связанные с темой НОД, основные их задачи - снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
При проведении физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей развивается мышечная деятельность, коррегируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место в работе с детьми логопедической группы. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук - важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка, способствующий улучшению артикулляционных движений, подготовке кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощное средство, повышающее работоспособность коры головного мозга, развивающее мышление ребёнка. Пальчиковые игры подобраны по темам и проводятся во всех видах НОД.
Кроме этого в свободное время мы с детьми занимаемся лепкой, оригами, освоили технику торцевания - эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики.
«До пяти лет ребёнок - строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляющей материал для формирования практических умений, развития сенсорики и моторики. Причём частью такого материала могут быть повседневные домашние предметы.
С детьми нашей группы мы проводим сопряжённую гимнастику, когда дети одновременно произносят текст, делают артикулляционную и пальчиковую гимнастику.
На музыкальных занятиях под музыку проводятся комплексы упражнений на релаксацию, которые используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно - логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют гармоничному развитию, активизируют психические процессы и формируют личность дошкольника.