Вера Балюк
Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Сотрудниками Института возрастной физиологии РАО было установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: речевое развитие ребенка находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев соответствует его возрасту. Если же развитие движений пальцев ниже нормы, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Публикация «Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В своих работах М. М. Кольцова также приходит к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Современными исследованиями и научными данными подтверждено, что области коры головного мозга, которые «отвечают» за движение органов речи и управляют движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, нервные импульсы, идущие в кору головного мозга, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, тем самым стимулируя их активную деятельность.
Как было сказано выше, речь и движения ребенка тесно взаимосвязаны и для полноценного формирования навыков устной речи, у ребенка важно развивать мелкую моторику рук.
На своих занятиях я использую разнообразные традиционные виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.
Меня, как логопеда, так же привлекают нетрадиционные формы работы с детьми в этом направлении. Су-Джок терапия — одна из них («Су»-по-корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров-«ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя не только развитию речи, но и общему укреплению здоровья ребенка.
А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, при выполнении данных упражнений используются небольшие стишки, считалки, песенки. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивает детей на игру.
Заключение.
Исходя из многолетних наблюдений можно сделать вывод, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, при помощи Су-Джок терапии, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение, способствуют развитию речевой функции ребенка.