Субботина Наталья Валерьевна
Описание опыта работы по теме «Развитие речи у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одним из главных средств общения людей. Известно, что интеллектуальное развития ребёнка зависит от его уровня развития речи. Речь помогает ребёнку регулировать поведение, оценивать его.
В своей работе по развитию речи с детьми 2 – 3 лет я широко использую игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видов деятельности малышей. Игра является для них яркой, эмоциональной, образцовой деятельностью, в которой ребёнок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний. Используемые мною игры на развитие речи сводят на нет пассивность малышей.
Публикация «Описание опыта работы по теме „Развитие речи у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудование являются дополнительным стимулом для включения в игру маленького ребёнка. В сюжетно – ролевых играх малыши становятся «дочками и мамами», моряками, летчиками, шофёрами. Они играют в детский сад, в больницу, в магазин. У детей развиваются познавательные процессы, речь, мышление, внимание, наблюдательность. Они знакомятся с различными профессиями. У детей формируются начальные навыки ролевого поведения, дети учатся принимать на себя игровую роль.
В нашей группе создан центр для развития речи, в котором расположены дидактические игры и пособия для развития речи. Игрушки для составления описательного рассказа. Пособия для развития дыхания, голоса, мелкой моторики рук.
В своей работе я использую мнемотаблицы. Использование мнемотаблиц помогает малышам легко пересказывать стихи, сказки. Также я использую сказкотерапию. Сказкотерапия помогает развивать у детей речь, фантазию, логическое и образное мышление.
В своей работе с детьми я использую пальчиковые игры. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Хорошим средством для развития речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело в том, что мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики приносят детям радость, у них улучшается настроение.
Так же в своей работе я использую театрализованную деятельность. Я считаю, что особое внимание необходимо уделять театрализованной деятельности и всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель в современном мире.
- повысить общую культуру детей 2 – 3 лет.
- знакомят малышей со сказками, музыкой, искусством, изобразительной деятельностью, правилами этикета, обрядами, традициями, но самое главное развивают речь детей.
Эти игры пользуются у малышей неизменной любовью. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, произведения, стихи, потешки, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Малыши с удовольствием принимают черты характера знакомых персонажей, их мимику, жесты.
Очень дети любят книги, различные виды театров. В своей работе я использую различные виды театров (плоскостной, на коврографе, би-ба-бо, пальчиковый театр, театр на ложках, театр «шапочка»)
В нашей группе ведутся занятия по ознакомлению с окружающим миром. Многие малыши моей группы легко подражают речи взрослого, повторяя не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарём ребёнка, наблюдается и большой разрыв. Я стараюсь обеспечить постепенное усвоение детьми нового материала. В этих целях я широко использую игры: «Найди и принеси», «Покажи кружок». Эти задания помогают мне определиться, понимает ли ребёнок о чём идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Для развития речи я использую такие игры: «Домашние животные, «Дикие животные», «Кто, как кричит?», «Где чья мама?» и т. д.
По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Я учу малышей называть части предметов, качество предметов, понимать обобщающие слова. Стараюсь активизировать в речи детей слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда).
Так же в моей группе ведется работа по З. К. Р. – я учу произносить слова внятно. Стараюсь помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Большая работа проводится по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы. Я не читаю сказки, а рассказываю их детям, по ходу рассказывания малышам предлагается выполнить имитационные движения. При чтении песенок, потешек стараюсь создать благоприятные условия для создания эмоционального контакта с малышами. В своей работе я так же использую просмотр презентаций.
Подвижные игры занимают особое место в развитии малышей. Многолетние наблюдения показали, что использование мною различных подвижных игр являются действенным средством в развитии речи детей 2 – 3 лет. С этой целью на практике мной применяются следующие подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Лиса и зайцы», «Бегите ко мне», «Солнышко и дождик» ит. д. у детей не только развивается речь, но и активная деятельность, внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Так же в своей работе с детьми я использую логоритмику. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения.
С целью повышения компетентности родителей в сфере развития речи мною была проведена следующая работа :
- мастера – классы: «Речь ребенка 2 – 3 лет», «Сказкотерапия», «Театрализация в развитии речи малыша!»
- консультации: «Как развивать речь детей 2 – 3 лет», «Читаем – речь развиваем!»
- анкетирование: «Речевое развитие детей 2 – 3 лет»
- проект: «Играем с детьми – развиваем речь», «Театр в жизни малыша!»
- буклеты: «Играем – речь развиваем», «Факторы успешного речевого развития детей»
- наглядная агитация: «Что такое мнемотехника», «Любимые сказки и игры детей», «Логоритмика»
- фото – выставка: «Развиваем речь с помощью игровых технологий»
Используя в своей работе выше перечисленные методы и приёмы к концу учебного года малыши полностью усваивают. Многие родители замечают прогресс в речи своих детей в течении всего время обучения.