Татьяна Астафьева
Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад № 17»
Астафьевой Татьяны Сергеевны
Тема:
«Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы».
«Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет.
Чем прозрачнее проза,
тем совершеннее ее красота
и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце».
К. Г. Паустовский
Введение
Публикация «Из опыта работы воспитателя „Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В. А. «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е. А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А. В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство "чувствующего" и "мыслящего". В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
Актуальность темы
Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования речи и ее взаимосвязь с воспитанием ребенка. Актуальность выбранной темы определяется тем, что задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т. е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения. Другими словами - дать ребенку возможность в речевом общении являться и адресантом. Выбранная тема моего опыта работы весьма актуальна в наше время, так как современное общество ежедневно сталкивается с проблемами обогащения речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественному чтению. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей.
Упражнениями практического воздействия могут быть:
1. раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
2. имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
3. воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
4. сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
5. работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;
6. рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;
7. придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
8. придумывание вопросов героям текста;
9. проигрывание придуманного конца сказки.
10. заучивание стихотворений с помощью картинок-помощников
Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла - в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами - в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост.
Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова - потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Я организую данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений мной используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире:
• объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
• введение слов - этических оценок поступков героев;
• привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;
• сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев - положительного и отрицательного.
Мой практический опыт работы показывает, что наиболее эффективным является:
• чтение литературных произведений педагогом;
• заучивание детьми стихотворений;
• заучивание отрывка из текста;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
• ответы на вопросы педагога;
• дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;
• загадывание загадок;
• работа с пословицами и поговорками;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
• чтение литературных произведений родителями.
Технология опыта.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
1. Сформировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
5. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
6. Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
1. создание речевой развивающей среды;
2. работа с детьми;
3. работа с родителями;
4. работа с социумом (детская библиотека, этнографический музей в ДК им. Ленина).
Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно - гигиенические навыки).
День начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:
***
- «Рано утром детский сад малышей встречает,
там игрушки ждут ребят в уголке скучают.»;
- «Рано утром я была удивлена,
***
Паренек белоголовый закричал мне из окна:
- «С добрым утром»!
Я спросила: «Это мне?»
Улыбнулся он в окне…»;
***
- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».
Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».
Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И. Демьянова «Девочка капуша.»
Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову - растеряшку» Б. Заходера.
Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись.», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам.».
В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил.». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т. е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя.
Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:
«Я напомню об одном:
не кривляйся за столом,
всем пора бы научиться,
кушать вилкой,
Кушать, а не делать как Антошка.
Ты не знаешь?
За столом надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить».
«За столом едят друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте, как угодно!»
Игра - вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто» :
«А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Не бросать и не ломать
А на место убирать»
Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».
***
«Лиза с куколкой играла
Платье кукле разорвала.
Дима взял себе машинку разобрал на половинку.
Данил мячик маленький нашел
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим
Нет, не надо быть таким?
Вы игрушки берегите и заботливо храните!»
Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я подбираю и читаю стихотворение:
***
«В споре кулаки мешают,
Они проблемы не решают!
Драчун понять и не пытался
Чуть что - он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит
Вздыхает тяжко и грустит
Никто с ним больше не играет
К себе его не приглашают.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться»
Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод.
***
«Можно весело смеяться,
Пошутить, побаловаться
И поспорить иногда
Ну а драться - никогда!»
***
«Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя.
Всем советую дружить, ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете».
Напоминаю рассказ К. Ушинского «Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи «волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова».
Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про «Жадину» Я. Аким.
Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади на место», полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т. д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.
«Метлу взяла и двор подмела
Приходите, поглядите
Хоть соринку вы найдите»
«Не мешайте, мне трудиться
Я водицы принесу
И колодезной водицей всех конечно угощу.
Поливаю огород - он ведь тоже воду пьет»
Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.
Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».
«Прежде чем работать сесть,
Посмотри, все ли есть».
Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге Б. Заходер:
«Заболела моя книжка
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею - я возьму ее и склею».
Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги».
Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», «На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева «Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт.