Юлия Отставнова
Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в группах с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Организация режима пребывания детей в образовательной
организации
ОПИСАНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Организация жизни и деятельности детей заложена в «Режиме
дня», в группах для детей с ЗПР он имеет свои особенности.
Утренний отрезок времени (с 7.30-ти до 9-ти) включает
традиционные для дошкольного образовательного учреждения
Публикация «Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в группах с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он
стремится в каждый момент общения с детьми реализовать
определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В
этот же период, когда детей еще мало, целесообразно проводить
индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям
специалистов.
В 9.00 начинаются занятия по учебному плану детского сада.
Практика показывает, что наиболее эффективной формой
организации детей с ЗПР на занятиях – является подгрупповая
форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического
развития и сформированности запаса знаний и представлений.
Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами
параллельно. Например, если учитель-дефектолог проводит занятия
с первой подгруппой по формированию элементарных
математических представлений (ФЭМП, воспитатель проводит
занятия со второй подгруппой по изобразительной деятельности
(ИЗО).
После первого занятия и десятиминутного перерыва
подгруппы меняются. Кабинет специалиста должен находится
рядом. Это позволяет ребенку действительно отдохнуть, а не
тратить время на переходы из одного помещения в другое.
Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся
особенностями поведения, т. е. «не вписывающихся» в
общегрупповые занятия, можно временно не включать в подгруппы
и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально.
После подгрупповых занятий учитель-дефектолог проводит
индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальному
плану (10-15 минут с каждым ребенком).
При этом придерживается гибкого графика, чтобы максимально
сократить пропуски других занятий и не лишать ребенка
возможности поиграть с детьми.
Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический
характер – это или музыка, или физкультура.
В оставшееся время до прогулки может быть заполнено
организованной воспитателем игрой или предоставлено детям для
занятий по интересам, именно способность детей самостоятельно
найти себе интересные и полезные занятия характеризует
эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы
в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными
ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними,
уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться
правилами и подчиняться им.
Наблюдение за свободной деятельностью детей является
важным показателем в оценке эффективности работы специалистов
группы, особенно воспитателя.
На прогулке реализуют как оздоровительные задачи, так и
специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные
задачи решаются за счет специально подобранных упражнений и
игр, а также правильно подобранной одежде. Коррекционно-
образовательные – главным образом за счет целенаправленно
организованного наблюдения за явлениями природы, животными и
птицами, растениями.
После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем
организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно
использовать для реализации задач социально-нравственного
развития и выработки правильных социальных и гигиенических
навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии
действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по
инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая
последовательность действий, затем действовать самостоятельно,
сохраняя алгоритм.
На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы,
можно применить зрительные опоры (условные картинки
расположенные последовательно в ряд). Постепенно, когда
последовательность действий детьми усвоена, опоры убираются и
дети действуют самостоятельно.
Такая технология применяется для всех режимных моментов
(умывание, сервировка стола, раздевание перед сном и т. д.). В
обучении детей принимают участие все взрослые, работающие в
группе.
Это дает возможность взрослым работать с малой подгруппой (3 –
4 ребенка, что позволяет индивидуально подходить к каждому из
них. Одновременно детей учат помогать друг другу, быть
заботливым и терпеливым.
Дневной сон имеет большое значение для детей с ЗПР, так как
позволяет им восстановить силы. После занятий и прогулки дети
часть детей истощаетсяи поэтому процедура укладывания детей
спать также должна быть хорошо продумана и ожидаема для
детей.
Подъем детей также имеет специфические особенности.
Пробуждение детей проходит не одновременно и педагогам
следует обеспечить плавный постепенный выход детей из сна.
После того как большинство детей проснулись - проводится
«гимнастика пробуждения». Это специально сконструированный
комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы
и поднять настроение.
Далее распорядок дня строится согласно режиму дня: игры,
полдник, занятие (если оно предусмотрено сеткой занятия,
Воспитатель проводит индивидуальные или мало подгрупповые
занятия с детьми по заданию учителя-дефектолога.
Целью этих занятий является работа над развитием познавательной
деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений,
связанных с усвоением учебной и коррекционной программы.
Чтобы обеспечить оптимальную эффективность
«коррекционного часа», воспитатель организует параллельную
работу детей : для одних детей подбираются знакомые
дидактические игры, и другое, а один или малая подгруппа детей
занимаются непосредственно с воспитателем.
Индивидуально воспитатель занимается 10 – 15 минут, затем
дети меняются местами. Необходимым условием для
самостоятельной деятельности детей является подбор игр, заданий
и упражнений, которые уже знакомы детям и хорошо освоены ими
по способу действия и, которые носят закрепляющий характер.