Карпова Лариса
Проект по патриотическому воспитанию «Мы будем помнить…» для воспитанников СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по патриотическому воспитанию
«Мы будем помнить
«Величие народа не измеряется его
численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».
Виктор Гюго.
Информационная карта проекта
1 Название проекта «Мы будем помнить…»
2 Цель проекта формирование у воспитанников гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения воспитанников, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Темочки:
- День Победы. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа педагогов социальных центров, СРЦН
- Темочки
3 Задачи проекта • развивать патриотические чувства и сознание воспитанников;
• воспитывать у воспитанников ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
• сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
• изучать героическое прошлое нашей страны;
• воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
• формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
4 Направления деятельности - историко-краеведческое
-духовно- нравственное
-гражданско-патриотическое
- героико-патриотическое
5 Автор проекта Карпова Лариса Николаевна, социальный педагог Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Лесного района (ГБУ СРЦН «Мой семейный центр» Лесного муниципального округа)
6 Организаторы проекта Карпова Лариса Николаевна, социальный педагог Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Лесного района (ГБУ СРЦН «Мой семейный центр» Лесного муниципального округа)
7 Полное наименование организации - заявителя Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Лесного района (ГБУ СРЦН «Мой семейный центр» Лесного муниципального округ
8 Сроки проекта Бессрочный
9 Кадры проекта Воспитанники Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Лесного района (ГБУ СРЦН «Мой семейный центр» Лесного муниципального округа)
Содержание.
Актуальность проекта…. 5
Основание для разработки проекта…. …. 7
Цель и задачи проекта…. ….7
Сроки и этапы реализации проекта…. …8
Ожидаемые результаты проекта…. ….…9
Механизм реализации проекта…. …. 10
Основные направления проекта….….10
Информационные, технические ресурсы проекта….…. 11
Методическое обеспечение проекта…. …11
Мероприятия по реализации…. ….…. …12
Научная новизна проекта…. ….….14
Теоретическая значимость проекта…. …. …14
Практическая значимость проекта…. …. …14
Оценка эффективности проекта…. …14
Экономичность проекта….…. 15
Риски в реализации проекта и пути их преодоления…15
Список литературы…. …. ….16
1. Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В. В. Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания воспитанников СРЦН. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «. грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность учреждения, общественных объединений и организаций по формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию детей именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
Необходимо еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, родителей, всех тех, кто причастен к процессу воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Я, как автор проекта «Мы будем помнить…»уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект «Мы будем помнить…»разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
2. Основание для разработки проекта:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ "Об образовании".
4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795).
3. Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения воспитанников СРЦН, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
• развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
• воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
• сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
• изучать героическое прошлое нашей страны;
• воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности;
• формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
4. Сроки и этапы проекта
Бессрочный
Название этапа Цели и задачи
I этап
Подготовительный
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап
Внедрение
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.
5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
III этап
Отслеживание и анализ результатов
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
5. Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
повышение ценностного отношения воспитанников СРЦН к проблемам патриотического развития;
совершенствованию действующей системы работы учреждения по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания воспитанников в социально-реабилитационной деятельности учреждения.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение воспитанников к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение воспитанников в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей воспитанников;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
Развитие у воспитанников чувства любви к Родине, родному краю.
Формирование у воспитанников готовности к защите Родины.
Воспитание уважения воспитанников к подвигу ветеранов войны.
Активизация творческого потенциала воспитанников.
Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья воспитанников, повышение эффективности деятельности по охране здоровья воспитанников.
Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию детей. 6
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
6. Механизм реализации проекта.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
7. Основные направления проекта.
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание воспитанниками высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
акция «Никто не забыт, ни что не забыто».
мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; беседы, диспуты, викторины.
коллективные творческие дела.
возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
спортивные состязания.
акция «Георгиевская ленточка».
часы мужества.
посещение музея.
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, участниками СВО, с детьми войны.
взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
экскурсии.
изучение истории и культуры родного края.
8. Информационные ресурсы.
Информационная база учреждения, специальная литература, сайт учрежения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение учреждения:
Кабинет специалистов, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над проектом.
• Мультимедийное оборудование.
• Музыкальный центр.
• Проектор
• Экран
9. Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
11. Научная новизна проекта.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы - интерната, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
12. Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере;
разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
13. Практическая значимость проекта.
• авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
• предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
14. Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. участие в поисково- исследовательской работе;
4. участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию
6. Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх
15. Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Для этого предоставлен кабинет истории школы, в котором имеются определенные условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой.
16. Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.