Папки-передвижки

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности

ТАТАРНИКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни»(глава 4, статья 41)

Публикация «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности» размещена в разделах

Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют нарушения в физическом развитии. Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2015-2016 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.

Год. Процент заболеваемости

2014. 36%

2015. 43%

2016. 43%

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.

Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника.

Задачи:

1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;

2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;

4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

5. Научить использовать полученные знания в повседневной

Основные принципы работы:

• Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка

• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)

• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)

• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)

• систематичности (подчинение комплекса медико–педагогических воздействий четко определенной цели)

• целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели)- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Работа реализуется через следующие разделы:

• укрепление материально – технической базы ДОУ.

• работа с детьми.

• работа с родителями.

Укрепление материально – технической базы:

В спортивном зале имеется: гимнастическая скамейка, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, скакалки, гимнастические палки.

Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп. Своими руками сделали дорожки здоровья.

В группе есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологических упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.

В группе имеется спортивный уголок, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

Работа с детьми.

Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.

1. Диагностику проводят: воспитатели групп.

2. Принципы организации полноценного питания:гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.

3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья :

•Ритмопластикапроводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

• Подвижные и спортивные игр — проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

• Релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

• Пальчиковая гимнастика— проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

•Гимнастика для глаз— проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

• Дыхательная гимнастик — обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или НОД по физ. воспитанию.

• Гимнастика после сна

• Артикуляционная гимнастика— Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию.

Физкультминутки -на каждой образовательной деятельности.

2. технологии обучения здоровому образу жизни :

• Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»

Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале – 25-30 мин.

• Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

• Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».

• Дидактические игры- проводятся в свободное время

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

С родителями была организована следующая работа :

• Участие в спортивных мероприятиях.

Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

• Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние (летние) виды спорта».

Оформлен фотостенд «Спортивная семья»

Результаты работы:

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудомкость использования данного опыта заключается впланировании системы работы ориентированной на каждого ребнка.

Анализ результативности.

Анализ проведенных методов диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень представлений дошкольников о ЗОЖ в основном находиться на среднем и низком уровне.

Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)

Теоретическая база опыта.

1. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003

2. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 200

3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004

5. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Формирование безопасного образа жизни у старших дошкольников Статья на тему: Формирование безопасного образа жизни у старших дошкольников Формирование безопасного образа жизни в детском саду в основном.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Формирование здорового образа жизни детей раннего возраста Введение 1. Проблемы формирования здорового образа жизни и содержание понятия "здоровый образ жизни" 2. Формирование у ребенка осознанного.

Презентация «Формирование здорового образа жизни дошкольников» Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Формирование здорового образа жизни у детей» «Школа докторов здоровья» Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

План по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни» Папка по самообразованию Воспитателя старшей группы МКДОУ № 47 Маловой Олеси Викторовны. Тема: «Формирование основ здорового образа.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников. Викторина «Азбука здоровья» Викторина «Азбука здоровья». Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников Викторина «Азбука здоровья» (по формированию ЗОЖ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 21:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ТАТАРНИКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА (УИ 1088906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД