Лейсан Низамова
Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления «Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста»
Речь для нас является одной из главных потребностей и функций. Именно она отличает человека от других представителей живого мира. Через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Публикация «Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Большую роль в развитии речи оказывает окружающая среда (люди, социум, предметы быта, информационное поле и т. д.)
Основными факторами окружающей среды, влияющих на речевое развитие дошкольника является
- семья
- дошкольное окружение (сотрудники, сверстники, среда, условия и др.)
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Именно отношения в семье оказывают решающее воздействие на воспитание и на развитие ребенка! Навык правильной речи тоже приобретаются ребенком в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей последующей жизни ребёнка. Семья может и должна быть помощником детскому саду в деле культуры родного языка и развития речи.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействие с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Оно обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
В своей работе мы стараемся использовать различные формы работы с родителями:
- лекции, позволяет предоставлять большой объем информации
- педагогические беседы - обмен мнениями
- тематические консультации – обсуждение различных аспектов
- день открытых дверей
- мастер – классы
- проекты
- экскурсии и походы, субботники
Вторым не менее важным фактором окружающей среды, влияющим на развитие речи дошкольника это, конечно же, детский сад. Это и сотрудники, и сверстники, и, конечно же, предметно – пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда группы направлена на стимулирование познавательной, речевой, двигательной и иной активности детей.
Подробнее давайте остановимся на предметно – развивающей среде, которая помогает активировать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста – центр речевого развития.
1. Чтение и разыгрывание потешек.
Потешки относятся к малому жанру устного народного творчества. Потешки - это короткие, весёлые стишки для игры с ребёнком. В первую очередь, потешки нужны для развития ребёнка - физического, умственного, эмоционального, речевого.
2. Пальчиковые гимнастики и самомассаж рук.
Всем известно знаменитое высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребёнка на кончике пальцев. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок». Для этого воспитателями используются
пальчиковые гимнастики (разнообразные стихи с движениями) и самомассаж рук (Различные массажёры или карандаши с гранями).
3. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
- пальчиковый театр
- теневой театр
- перчаточный театр
- костюмированный театр
- кукольный театр и др.
4. Шнуровки.
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры- шнуровки.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры - шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
5. Пазлы
Пазлы являются одной разновидностью мозаики. Конечно, пазлы дают лишь одну возможность использования - собирание картинки по образцу. Но при этом развивают мелкую моторику.
6. Рамки – вкладыши.
Идея рамок-вкладышей, впервые реализованная Марией Монтессори, оказалась настолько гениальна, что была подхвачена и расширена множеством авторов по всему миру. Сейчас существует огромное разнообразие игрушек с общим названием «рамки-вкладыши».
Соответствующие пособия и игры, наглядный и дидактический материал в течение года периодически меняются.
Предлагаем вам некоторые игры, которые используем.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Увлекательные задания - игровое упражнение «Пальчиковые шаги» не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию с взрослыми. Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Цель: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по нескольким темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Дидактическое пособие «Киндеры – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Для развития мелкой моторики рук используем сухой бассейн. Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками, манной крупой и крупной фасолью (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.