Екатерина Смирнова
Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:
• предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны,
• социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОО,
• событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми,
• информационное окружение.
Социально-поведенческое окружение. Взаимодействие ДОУ и семьи.
Публикация «Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Семья это фактически реальная экономическая среда в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток или бедность (нехватка денег). Дети включены в эти реальные ситуации постоянно, хотели бы мы этого или нет. А вот детский сад не дает полноценного опыта и практики экономического поведения. Дети здесь впитывают все только через игровую деятельность. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального – может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Все начинается с семьи. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, к работе, к религии и к деньгам. Конечно, далее по жизни дети могут менять свое отношение получая новые знания и опыт. В случае с финансами, если родители не давали базовых знаний, дети могут получить знания только через дорогие ошибки, которых легко можно было бы избежать. Невозможно учить ребенка тому, чего не знаешь сам. Как нельзя научить ребенка иностранному языку на котором не говоришь. Но можно учиться вместе с ребенком. Каковы же принципы воспитания финансовой грамотности ребенка в семье?
1. Родитель должен быть моделью поведения. Дети все замечают и видят – как родитель делает спонтанные покупки в магазине, берут кредиты или используют кредитные карты. Лечит свои средства с помощью шопинга.
Многие родители зачастую нелестно отзываются о своей работе, но ничего не предпринимают чтобы это изменить. Ребенок все это понимает, и, к сожалению, впитывает. А далее копирует поведение родителя.
2. Вся семья должна быть единым целым и следовать единой стратегии в отношении денег. Если ребенок видит что мама чрезмерно много тратит, а папа ругает ее за это, данная ситуация может развить дисгармонию в душе ребенка, который так и не поймет а как же правильно?
3. Нельзя наказывать или поощрять деньгами поведение ребенка. Дети моментально начнут манипулировать вами и начнут вымогать хорошее поведения.
В современном мире родителя очень часто балуют ребенка шопингом, делая много необоснованных покупок и подарков ребенку. Это не допустимо при финансовом воспитании.
4. Нельзя использовать деньги, чтобы искупить свою вину.
Примеры бесед с родителями по финансовой грамотности:
• Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
• Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
• Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
• Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
• Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
• Вы поощряете своего ребёнка деньгами? За что?
• Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
• Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.
Примеры тем родительских собраний по воспитанию финансовой грамотности:
• Бюджет семьи
• Ребенок и деньги (вопросы карманных денег и денег в виде поощрения)
Фазы развития денежной гармонии:
1. У ребенка до трех лет главной потребностью считается брать и получать от жизни все, что он пожелает: родительскую любовь, внимание, игрушки. Но родитель, как правило, данным поведением наслаждается не долго, и старается привить ребенку некие правила культуры («надо делиться!»). Оказывается, по мнению современных ученых, данную фразу использовать нельзя. Известным психологом Д. Б. Элькониным выявлено – у ребенка до трех лет нет психологической потребности делиться. Данный возраст просто не предполагает этой потребности.
2. Возраст 3-7 лет. Ребенок вполне может отдать игрушку по душевной доброте. Ребенок не в полной мере осознает дороговизну игрушки.
3. После семи лет наступает следующая фаза формирования денежной гармонии. Фаза договорных отношений. В этом возрасте ребенок учится первым товарно-денежным отношениям и общению на языке денег. Такие отношения родитель должен поддерживать и направлять в правильное русло.