Татьяна Мокроусова
Конспект ООД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: формировать умение дифференцировать звуки ж и ш в словах, предложениях, чистоговорках; упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксами; развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками ж и ш. развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику; развивать мышление, память, связную речь; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости пришли гости, а кто пришел вы узнаете, отгадав загадки.
Его поймали на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужить он: «Прошу без рук,
Я не железный, я же … выставляется игрушка
- Молодцы ребята, правильно, это жук, а зовут его Жужу. А как жужжит жук? А давайте пожужжим как жук.
А теперь встречайте второго гостя.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому, что Я …. выставляется игрушка
- Молодцы конечно же это змея. Звать ее Шушу.
Как шипит змея?
Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята, кто догадался с какими звуками мы будем играть, сегодня? Ребята посмотрите наши гости чем - то расстроены, они поссорились. Жук Жужу мне сказал: Что Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и ее звук Ш главный, а Жужу говорит, что главнее звук Ж и лучше жужжат чем шипеть.
-Я думаю вам не стоит ссориться из – за того кто главнее, ведь в русском языке все звуки важные и нужные. Мы с ребятами это докажем, так как звук Ш и звук Ж необходимы в речи.
Сегодня мы с вами будем различать звуки Ш-Ж, правильно их произносить.
А какие это звуки гласные или согласные? Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – Ж-Ж-Ж. Что вы чувствуете когда произносите звук? (горлышко дрожит) А теперь звук Ш-Ш-Ш. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
Чем похожи эти звуки?
Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала поиграем с язычком.
Артикуляционная гимнастика
Мы пришли ребята с вами
На веселую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,.
Не дрожи, улыбнись…
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язычок лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь поиграем со звуками Ш-Ж.
Дидактическая игра «Поймай звук»,
Возьмите карточки. Что на них изображено? Какой звук слышится, когда летит жук? Как шипит змея?
Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – Ж, поднимайте карточку с жуком, звук - Ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика мыши, машины, жираф, школа, дождь и т. д.
- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание
Дидактическая игра «Добавь слово»
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам)
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)
3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
4. Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему… (Поможет)
5. Как на тоненький ледок выпал беленький … (Снежок)
6. Прицепился к задней шине Мишка едет на (машине)
7. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
Молодцы все слова в стихотворениях добавили правильно.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
А сейчас нам надо немного отдохнуть и поиграть в игру с суджок массажером «Ходит ежик без дорожек»
Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо - влево между ладонями.
И иголками своими колется, колется. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорок мячика, затем меняют руки.
А я ежику – ежу ту дорожку покажу,
Мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.
Где катают мышки маленькие шишки.
Катают мячик в руках, делая движения вперед- назад, вправо – влево между ладонями.
Молодцы ребята. А теперь заменим звук Ш на Ж
Я буду вам называть слова со звуком Ш, а вы должны будите звук Ш заменить на Ж
Шар-жар, шить - жить, шитье – житье, уши-ужи, Луша – лужа, машет – мажет, нашивка- наживка
Игра «Большой – маленький»
Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький например: снег- снежок
Фонетическая ритмика «Жук»
На лужайке на ромашке кружение с поворотом
Жук сидел в цветной рубашке приседание руки на пояс
Жу-жу-жу,жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, движение по тексту
Низко – низко наклоняюсь.
Повторение чистоговоки
Ша-ша –ша наша Нюша хороша
Жа-жа-жа есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи у меня ножи.
Шу-шу-шу шубу я ношу.
Жу-жу-жу жук жужжал Жжжу-Жжжу
Аш-аш-аш мы доделали шалаш
Аж-аж-аж есть у нас багаж.
Ыш-ыш-ыш плачет наш малыш.
Уж-уж-уж в кустах седит уж.
Уш-уш-уш я пойду скорее в душ.
Ушу-ушу-ушу скушай быстро грушу.
Жок-жок-жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-ошка-ошка на окошке кошка.
Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа.
Ышка-ышка-ышка там маленькая мышка.
Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жужу и Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что звук Ж и звук Ш важны и нужны в речи. Я думаю, что они теперь не будут спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь, и прощаются с нами.
А теперь ребята вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? С какими звуками мы играли? Чем они похожи, чем отличаются? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание у вас вызвало трудности и почему?